Как называется электрическое пианино – Электропианино В чём различие электропианино от обычного фортепиано. Что лучше и в каком плане?

Автор: | 25.11.2016

Содержание

Цифровое фортепиано — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Цифровое фортепиано — электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепиано и воспроизводящий звучание акустических фортепиано. Может также сочетать в себе возможности синтезатора и MIDI-контроллера. Может иметь корпус, напоминающий пианино, электрическое пианино или небольшой рояль.

В нестираемой памяти (ROM-памяти) цифрового фортепиано хранятся предварительно записанные образцы звуков (семплы), полученные при нажатии каждой из клавиш акустического (обычного) фортепиано. В дорогих моделях цифровых фортепиано для каждой клавиши используется по несколько семплов, записанных при более резком и более плавном нажатии клавиши акустического инструмента. Семплы обычно имеют очень высокое качество, они записываются в студийных условиях с применением высококлассных микрофонов, а в качестве источников звука выступают лучшие акустические рояли мира. Например, компания Roland использует в своих цифровых фортепиано звуки рояля Steinway & Sons, компания Kawai использует рояли собственного производства, а компания Yamaha собственные одноимённые рояли и рояли Bösendorfer.

Для каждой клавиши в цифровом фортепиано установлен один или несколько датчиков (зачастую оптических), фиксирующих динамику скорости нажатия клавиши. Специальный микропроцессор цифрового фортепиано изменяет звуковой семпл данной клавиши в соответствии с динамикой её нажатия (делает звук семпла громче или тише) и учитывая нажатие педалей, после чего полученный звук воспроизводится через встроенные динамики цифрового пианино, через наушники или через подключённую внешнюю акустическую систему. Данный процесс п

ru.wikipedia.org

Электрическое фортепиано — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нео-Бехштейн (1929)[1][2]

Рояль Vierling-Forster (1937)[3][4]

Электрическое фортепиано — электромеханический музыкальный инструмент.

Электрические фортепиано создают звук механически, после чего звуки преобразуются в электрические сигналы с помощью звукоснимателя. В отличие от цифрового фортепиано, электрическое является не электронным инструментом, а электромеханическим. Первые электрические фортепиано были изобретены в конце 1920-х годов[5]. Одним из первых был электрический рояль Нео-Бехштейн 1929 года выпуска. Самой ранней моделью без струн, вероятно, был Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара.

Многие типы таких инструментов были изначально созданы как более дешёвая и портативная замена обычному фортепиано, они предназначались для обучения, включая музыкальные школы, для развлечения раненых в военных госпиталях (как первые фортепиано Гарольда Родеса, например), для гастролей в местах, где нет обычного фортепиано.

Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов, достигнув пика в 1970-х. Их распространение во многом было связано с нараставшей популярностью «электрического» звучания в музыке.

В 1980-х электрические фортепиано стали вытесняться электронными, которые могли воспроизводить звуки фортепиано, не используя движущихся частей со свойственными им недостатками. В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных электромеханических инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности. Тем не менее, в 2009 году фирма

ru.wikipedia.org

Чем отличается синтезатор от цифрового пианино

Для музыкантов разница между синтезатором и цифровым пианино очевидна, но начинающего исполнителя такой вопрос может поставить в тупик. Ведь, по сути, внешне они очень похожи, но на самом деле это два совершенно разных инструмента. Так в чем же их суть, чем они схожи и чем различаются?

Синтезатор

Синтезатор – это электронный клавишный инструмент, при помощи которого можно синтезировать звуки, мелодию, создавать новые композиции, редактировать их, записывать и сохранять. Пользуется наибольшим спросом среди профессиональных музыкантов, композиторов, эстрадных исполнителей. Внешне он привлекателен как интересная система, но чтобы на нем играть, лучше заранее ознакомиться хотя бы с одним музыкальным инструментом.

Синтезатор

В нем может быть совершенно разное количество и размер клавиш, всевозможное звучание. Нажатие клавиш также может отличаться, есть динамичная и обычная клавиатура, активная и легкая – это влияет на легкость нажима, а также приближение инструмента к пианино.

Внешне он представляет собой обычную плиту с клавишами и кнопками. В нем много разъемов, чтобы при необходимости подключать к разным системам включая компьютер или обычные наушники.

Приятный бонус инструмента – его легкость. Это конечно не гитара, но он не намного тяжелее, что позволяет при необходимости взять его на урок музыки, в гости, на концерт или еще куда.

Цифровое пианино

Это по сути то же классическое пианино с клавишами и имитацией молоточкового механизма работы, но с большим набором функций. Его можно подключать к колонкам и наушникам, звук чаще всего более насыщенный и яркий. Его кстати можно регулировать, да и настройка производиться несколько иначе.

Цифровое пианино

Кроме этого есть и еще одна существенная особенность и главное достоинство – компактность. Существуют и громоздкие модели, но чаще всего покупают именно небольшие, чтобы сэкономить место в квартире или любом другом помещении.

Приверженцы старой школы против электронных пианино, хотя большинство современников считают его неплохой альтернативой. Разумеется, он не даст акустического, реального звука, качество электронного всегда на высоте.

Что общего?

Пусть и непохожие, но они имеют много общего, что важно учитывать тем более при выборе инструмента для себя, друга или ребенка.

  • Наличие клавиш, наверное, самое очевидное сходство. Их количество и размер могут различаться, но функция одинаковая. Чтобы получить звук необходимо нажимать на клавиши. Какой бы инструмент не был бы выбран играть можно исключительно посредством нажатия на клавиши.
  • Звуки пианино могут издавать оба инструмента. Синтезатор также на это способен. Для этого производится настройка системы, и издаются настоящие звуки схожие с ним, хотя и слышится электронное звучание, а не акустическое.
  • Количество клавиш тут относится к общим показателям. Хотя многие считают это отличием, сегодня есть масса моделей цифровых систем и синтезаторов. Последние имеют от 16 клавиш до 88, как в классическом инструменте. Цифровое может иметь стандартное количество клавиш или уменьшенное для обучения.
  • Синхронизация с другими системами. Конечно в случае синтезатора таких систем много больше, и все же цифровой аналог также подключается, при желании к наушникам, колонкам, компьютеру, усилителям.
  • Обучение. В интернете часто можно встретить разговоры о том, что на синтезаторе нельзя научиться играть, это возможно лишь на цифровом пианино. На деле все иначе. Правильно настроенный синтезатор издает звуки пианино. Есть также модели с динамическими, активными клавишами, реагирующие на силу нажатия. При легком касании звук тихий, при сильном – громкий. Иными словами можно ощутить эффект пианино, хотя и без молоточковой составляющей. На сегодняшний день существует масса детских синтезаторов больших и маленьких, разных характеристик. И научиться на нем играть, как на пианино можно. Иное дело игра на гитаре или барабанах. Отсутствие составляющих других инструментов (струны, палочки), которые он может имитировать, исключает обучение игры на них. С пианинном же все намного проще.

Разница

  1. Синтезатор – это не пианино. Это музыкальный инструмент для синхронизации, записи и сохранения звуков и музыки.
  2. Размер клавиш может быть разным. Если у цифрового инструмента он стандартный, как и у классического, то детские синтезаторы могут иметь уменьшенные клавиши, чтобы было проще играть маленькой, детской ручкой.
  3. Звук инструментов схож, однако синтезатор помимо звуков клавишных может симулировать другие инструменты включая ударные, струнные и клавишные вроде аккордеона.
  4. Механизм работы совершенно не похож.
  5. Педали. У цифрового пианино всегда присутствуют педали, а синтезатору они в принципе не нужны. Хотя есть подобные механизмы. Они покупаются отдельно и подсоединяются к устройству.
  6. Конструкция отличается. Цифровое пианино похоже на уменьшенную копию обычного, но более стройную, компактную. А синтезатор – это скорее панель, при необходимости ставящаяся на подставку.

Цифровое пианино и синтезатор имеют много общего, именно поэтому при покупке возникает так много вопросов. Цена синтезатора значительно ниже, чем пианино, а внешне они схожи. И все же для обучения игре лучше отдать предпочтение пианино, а уже потом перейти на синтезатор. В то же время последний, дает намного больше возможностей: услышать звучание разных инструментов, ощутить себя композитором, потренироваться в создании композиций.


























vchemraznica.ru

Есть ли разница между электрическим и классическим пианино

Многие музыканты играют как на классическом, так и на электрическом пианино.

Чем же обусловлен их выбор? Есть ли разница между классическим и электронным фортепиано?

Ответ на самом деле прост, всё зависит от того, для чего нужен инструмент. Будет ли это профессиональная деятельность или обучение игре на фортепиано. У классического пианино и его цифрового аналога есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы электрического пианино:

  • Цифровой аналог легче и компактнее, за счет чего его можно передвигать и перевозить, не прилагая особых усилий.
  • Его можно подключить к компьютеру, что позволяет записывать и прослушивать то, что вы играете.
  • Есть возможность подключения наушников, и тогда занятия музыкой не будут мешать другим людям.
  • Электроинструмент не имеет струн, поэтому отпадает необходимость настраивать инструмент.

Минусы электрического пианино:

  • Классической пианино, извлекает звук намного глубже. Поэтому живой звук богаче и приятнее для слуха.
  • Производители электроинструментов стараются приблизиться к игровой механики на классическом инструменте, однако ощущения остаются различными, это чувствуется и в нажатии клавиши, и в извлечении тихих и громких звуков.

Преимущества классического пианино вытекают из недостатков электронного. Механика традиционного инструмента остается неизменной уже в течение 100 лет, потому как является удобной для пианистов. Многие приверженцы живого звука никогда не признают, что электронный инструмент может заменить полноценное пианино. Большинство преподавателей остаются при мнении, что совершенствовать и оттачивать навыки игры на фортепиано можно только на классическом инструменте.

Но также есть и те, кто считают, что звучание электро и традиционного пианино не сильно различается. Но вес и компактность электроинструмента говорят сами за себя. Он имеет массу полезных функций, которых нет у классического инструмента.Многие профессиональные музыканты считают, что электрическое пианино будет идеальным решением для курсов фортепиано. Однако если планируется профессиональная деятельность, то, конечно, выбор должен быть сделан в пользу традиционного инструмента.

muz-dom.ru

Электрическое фортепиано — это… Что такое Электрическое фортепиано?

Не следует путать с электронное фортепиано.

Нео-Бехштейн (1929)[1][2]

Пианино Vierling-Forster (1937)[3][4]

Электрическое фортепиано — электромеханический музыкальный инструмент.

Электрические фортепиано создают звук механически, после чего звуки преобразуются в электрические сигналы с помощью звукоснимателя. В отличие от синтезатора, электрическое фортепиано является не электронным инструментом, а электромеханическим. Первые электрические фортепиано были изобретены в конце 1920-х годов[5]. Одним из первых был электрический рояль Нео-Бехштейн 1929 года выпуска. Самой ранней моделью без струн вероятно был Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара.

Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов, достигнув пика в 1970-х, после чего электрические фортепиано стали вытесняться электронными, которые могли воспроизводить звуки фортепиано не используя движущихся частей со свойственными им недостатками. Многие типы инструментов были изначально созданы для домашнего и учебного использования, включая музыкальные школы, для одновременного обучения нескольких учеников с помощью наушников. Другим движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке и потребность в портативном клавишном инструменте, пригодном для подключения к усилителю. Музыканты, использовавшие ряд домашних инструментов, стимулировали производителей совершенствовать инструменты для сценического использования и, в конечном итоге, выпускать инструменты, изначально предназначенные для такого использования.

В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных электромеханических инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности. Тем не менее, в 2009 году фирма Rhodes Music Corporation начала производство новой линии электромеханических фортепиано, известных как Rhodes Mark 7.

Способы формирования звука

Yamaha CP-70M

Струны и молоточки Yamaha CP-70

Способы формирования звука отличаются от модели к модели:

Удар по струне

Электрические фортепиано Yamaha, Baldwin, Helpinstill и Kawai фактически настоящие рояли и пианино со струнами и молоточками. Модели Helpinstill также имеют деку. Остальные модели ее не имеют и больше напоминают электрогитару со сплошным корпусом. У моделей Yamaha, Baldwin и Kawai вибрация струн преобразуется в электрический сигнал с помощью пьезоэлектрических звукоснимателей, установленных под штегами. Инструменты Helpinstill используют набор электромагнитных звукоснимателей присоединенных к раме. Все перечисленные инструменты имеют тембр, близкий к тембру акустического фортепиано.

Удар по язычку

Wurlitzer 200A

Электрические пианино Wurlitzer использовали плоские стальные язычки, по которым ударяли фетровые молоточки. Язычки входили в прорези в металлической пластине в форме гребенки и вместе с ней образовывали электростатический (ёмкостный) звукосниматель, к которому прикладывалось постоянное напряжение 170 Вольт. Такая конструкция создавала уникальный тембр – приятный, напоминающий вибрафон при спокойной игре, и доходящий до дребезжащего резонанса при более экспрессивной игре. Настройка язычков производилась увеличением или уменьшением массы куска припоя на свободном конце язычка. На запасные язычки был нанесен избыток припоя, поэтому они издавали более низкий звук. Пользователь инструмента должен был, путем проб и ошибок, спиливать излишек припоя до достижения правильной настройки. Японский инструмент «Columbia Elepian» использовал аналогичную Wurlitzer систему язычков, но имел электромагнитные звукосниматели, как у Родес-пиано.

Удар по камертону

Rhodes Mark II Stage 73

Под камертоном здесь понимается ударяемый элемент в форме вилки с двумя вибрирующими частями – физически он мало похож на обычный камертон. В инструментах Фендер-Родес удар производится по нижней части вилки, изготовленной из упругой стальной проволоки и называемой «иглой»[6]. Другая часть вилки, параллельная и прилегающая к игле — тонбар, жесткая стальная планка, работающая как резонатор и увеличивающая длительность звучания ноты. К игле прикреплена пружина, которую можно перемещать вдоль иглы для изменения высоты тона и точной настройки. По игле ударяет молоточек с неопреновым (изначально фетровым) наконечником, приводимый в движение значительно упрощенной фортепианной механикой (каждая клавиша имеет всего три движущихся части, включая демпфер). Каждая игла имеет электромагнитный звукосниматель, размещенный перед свободным концом. Родес-пиано имеет узнаваемый звук, напоминающий колокольный, более сочный, чем у инструментов Wurlitzer, с большей длительностью звучания и с «рычанием» при экспрессивной игре. Инструмент «Electra-Piano» компании Хонер использовал похожую систему с металлическими язычками вместо игл. Его звук является средним между звуком Родес и Wurlitzer.

Щипок язычка

Hohner Pianet (внизу)

В оригинальном Pianet компании Hohner использовались липкие площадки, изготовленные из невыделанной кожи, нанесенной на подложку из вспененной резины. Кожа пропитывалась вязким силиконовым маслом и за счет этого прилипала к металлическому язычку. При нажатии клавиши площадка тянула язычок вверх, пока он не отрывался и начинал вибрировать. При отпускании клавиши площадка действовала как демпфер. Использовалась система электростатических звукоснимателей, как в инструментах Wurlitzer. Тембр инструмента напоминает звучание Wurlitzer, но более яркий и быстро затухающий, что связано, главным образом, с конструкцией, не имеющей педали сустейна. Инструмент «Cembalet» этой же фирмы использовал резиновые плектры и отдельные демпферы из вспененной резины, но в остальном практически идентичен Pianet. Более поздняя модель «Pianet T» использовала присоски из силиконовой резины вместо липких площадок, а электростатические звукосниматели были заменены электромагнитными, аналогичными звукоснимателям Родес. При этом использовались намагниченные язычки. Звук Pianet T был значительно сочнее, примерно такой же, как у инструментов Родес. Ни в одном из перечисленных инструментов не предусмотрена возможность использования педали сустейна.

Точной копией Cembalet является «Weltmeister Claviset» также продававшийся под маркой «Selmer Pianotron». Он имел электромагнитные звукосниматели и предусилитель, питающийся от батарейки. Более поздние модели имели набор фильтров и педаль сустейна.

Другие электрические клавишные инструменты

Тангентная механика Clavinet:
1. Колок 2. Демпфер 3. Тангента 4. Наковальня 5. Клавиша 6. Струна 7. Звукосниматель 8. Струнодержатель

Hohner Clavinet D6

Электрические клавесины и клавикорды — родственные электрическим фортепиано инструменты, хотя технически они фортепиано не являются.

Клавесин «Solid-Body Electric Harpsichord» или «Combo Harpsichord» фирмы Baldwin — инструмент с алюминиевой рамой довольно традиционной формы, без деки и с двумя наборами электромагнитных звукоснимателей, одним возле плектров и одним напротив середины струны. Звук инструмента в чём-то напоминает электрическую гитару, и иногда использовался для её замены в современной камерной музыке. Изначально конструкция инструмента была создана стартап-компанией The Cannon Guild[7] . Инструмент имел алюминиевую раму, деку из ели, магнитные звукосниматели с брусковыми магнитами и плексигласовую открывающуюся крышку. Прототипы и конструкция были проданы фирме Baldwin, которая внесла некоторые изменения и далее выпускала инструменты под своим именем.

«Clavinet» компании Хонер[8] — фактически является электрическим клавикордом. Резиновая площадка под каждой клавишей прижимала струну к металлической наковальне, что заставляло свободную часть прижатой струны вибрировать. При отпускании клавиши вся струна, теоретически, может вибрировать, но она немедленно демпфируется намотанной на струну со стороны колков пряжей. Два электромагнитных однокатушечных звукоснимателя, расположенных над и под струнами, осуществляют съем звука, который предварительно усиливается и фильтруется перед подачей на вход гитарного усилителя.

Техника и стили игры

Звучание большинства электрических фортепиано значительно отличается от акустических инструментов, также как звучание электрических гитар отличается от акустических, в связи с чем электрическое фортепиано не стало просто портативным фортепиано, к которому можно подключить усилитель, а приобрело собственную музыкальную идентичность. В частности, Родес-пиано дает возможность исполнять очень длительные «плавающие» аккорды, которые невозможно получить на акустическом инструменте, в то время как для Clavinet компании Хонер характерен узнаваемый набор перкуссионных риффов и ритмико-мелодических элементов, которые больше относятся к фанковому стилю игры на ритм-гитаре и слэповой игре на басу, чем к обычной игре на клавишном инструменте. Ранние модели Wurlitzer имели ламповые усилители, которые можно было перегружать, создавая характерный дисторшн. Поздние транзисторные модели, используя тот же механический подход к созданию звука, не могли воспроизвести «жирный» звук ламповых моделей, но обладали полезной функцией тремоло, придающей эмоциональности звуку.

  • Примеры инструментов:
  • Популярные произведения с использованием электрического фортепиано:
    • Фендер-Родес:
    • Хонер Cembalet:
    • Хонер Clavinet:
    • Хонер Electra-Piano:
      • Led Zeppelin: «Stairway To Heaven», «Misty Mountain Hop», «No Quarter», «Down By The Seaside» (только студийная запись, при живом выступлении эти песни исполнялись на Фендер-Родес)
    • Хонер Pianet:
    • Электрическое пианино Wurlitzer:

      Wurlitzer 200A использовавшийся группой Supertramp

      • Рэй Чарльз: «What’d I Say»
      • Кэннонболл Эддерли Quintet: «Mercy, Mercy, Mercy» (использовался только в первой студийной записи, во всех последующих живых исполнениях использовался Фендер-Родес.
      • The Buckinghams: «Hey, Baby (They’re Playing Our Song)»
      • Steely Dan: «Do It Again»
      • Pink Floyd: «Time», «Money», «Have A Cigar», «Shine On You Crazy Diamond (Parts 6-9)»
      • Queen: «You’re My Best Friend»
      • King Harvest: «Dancing in the Moonlight»
      • Supertramp: «Dreamer», «Lady (Supertramp song)», «Bloody Well Right», «The Logical Song»; «Goodbye Stranger»
    • Combo Harpsichord фирмы Baldwin:
    • Yamaha CP-70 Electric Grand Piano:

См. также

  • Электронное фортепиано
  • Родес-пиано
  • DX7 Родес
  • Электрический рояль
  • Челеста
  • Роксикорд
  • Цифровое фортепиано

Ссылки

  1. Fritz W. Winckel (1931). «Das Radio-Klavier von Bechstein-Siemens-Nernst». Die Umschau 35: 840–843. ISSN 0722-8562.
  2. Hans-W. Schmitz (April 1990). «Der Bechstein-Siemens-Nernst-Flugel». Das mechanische Musikinstrument (49): 21–27. ISSN 0721-6092.(Технический отчет)
  3. Hans-Joachim Braun Music Engineers. The Remarkable Career of Winston E. Knock, Electronic Organ Designer and NASA Chief of Electronics. IEEE Conference on the History of Electronics (2004).
  4. Wolfgang Voigt (1988). «Oskar Vierling, ein Wegbereiter der Elektroakustik fur den Musikinstrumentenbau». Das Musikinstrument 37 (1/2): 214–221. (2/3): 172-176.
  5. Георгий Данилов (Июль 2008). «Электропиано». Музыкальное оборудование: 70.
  6. Александр Фёдоров (Октябрь 2004). «Rhodes Piano». Музыкальное оборудование.
  7. Baldwin Electronic Harpsichord
  8. Валерий Папченко (Июнь 2005). «Ветеран «электропопа»». Звукорежиссер. ISSN 0236-4298.

Внешние ссылки

med.academic.ru

Каковы различные типы электрических пианино?

Электрические пианино — это, как правило, старинные инструменты, которые производят звук механическим способом, захватывая звук каким-то электромагнитным преобразователем (подобно звукоснимателям электрогитары).

Первые модели этих типов инструментов появились в 40-х и 50-х годах, и технология стала популярной в 60-х и 70-х годах с двумя самыми важными «семьями» электрических пианино: Fender Rhodes (пораженные зубцы) и Wurlitzer, или «Wurli» ( ударил тростник). На странице Wikipedia Electric Pianos это объясняется более подробно и указывает на конкретные страницы этих двух инструментов, где также можно найти более подробную информацию и примеры аудио.

В конце 70-х Yamaha представила другой тип инструмента, электрический «рояль» (благодаря @Brian THOMAS за то, что он обратил внимание на это предыдущее упущение и на текст следующего периода) . Yamaha CP70 был примером великолепного рояля (правильные молотки и струны), но с пикапами и без звуковой платы. Это на самом деле звучало как пианино и было единственным достойным звучанием, пока популярность пианистов не стала широко распространенной.

FM (частотная модуляция) — это метод синтеза, изобретенный Yamaha в 80-х годах и примененный в знаменитом синтезаторе Yamaha DX7, который используется многими группами 80-х годов и большой частью так называемого «звука 80-х». В частности, характерный (синтезированный) звук «FM-фортепиано» довольно характерен.

SA (Structured Adaptative) — еще одна технология синтеза, изобретенная Роландом к концу 80-х годов, в частности, чтобы попытаться в цифровой форме воссоздать звук (n акустического) фортепиано (в отличие от технологий, о которых мы говорили, которые имеют свою собственную характеристику звук и не стремился точно воспроизвести звук акустического фортепиано).

И FM, и SA — это цифровые (чисто электронные , а не «электрические») методы синтеза звука (эта отличная статья рассказывает историю и дает более подробную информацию об этих технологиях) .

Это и было время, когда было много разных типов инструментов, которые могут попасть в категорию электрических / электронных пианино, но я думаю, что стоит упомянуть хотя бы:

  • весь дом домашних и сценических пианино, основанный на выборке.
  • чисто программные инструменты с огромными библиотеками выборки и конкретные алгоритмы, чтобы попытаться как можно точнее подражать динамике реального фортепиано.

Brian THOMAS

Кроме того, Yamaha CP70 был примером великолепного рояля (правильные молотки и струны), но с пикапами и звуковой панелью. Это на самом деле звучало как пианино и было единственным достойным звучанием, пока популярность пианистов не стала широко распространенной.


José David

Брайан, теперь, когда вы упомянули об этом, вы совершенно правы, CP70 был серьезным упущением в моем ответе, ради завершения я отредактирую ответ соответственно.


Rockin Cowboy

+1 для включения хорошего комментария (который часто очищается с течением времени) в ответ ради улучшения контента.

askentire.net

Электрическое пианино Вики

Нео-Бехштейн (1929)[1][2]

Рояль Vierling-Forster (1937)[3][4]

Электрическое фортепиано — электромеханический музыкальный инструмент.

Электрические фортепиано создают звук механически, после чего звуки преобразуются в электрические сигналы с помощью звукоснимателя. В отличие от цифрового фортепиано, электрическое является не электронным инструментом, а электромеханическим. Первые электрические фортепиано были изобретены в конце 1920-х годов[5]. Одним из первых был электрический рояль Нео-Бехштейн 1929 года выпуска. Самой ранней моделью без струн, вероятно, был Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара.

Многие типы таких инструментов были изначально созданы как более дешёвая и портативная замена обычному фортепиано, они предназначались для обучения, включая музыкальные школы, для развлечения раненых в военных госпиталях (как первые фортепиано Гарольда Родеса, например), для гастролей в местах, где нет обычного фортепиано.

Популярность электрических фортепиано стала расти в конце 1950-х годов, достигнув пика в 1970-х. Их распространение во многом было связано с нараставшей популярностью «электрического» звучания в музыке.

В 1980-х электрические фортепиано стали вытесняться электронными, которые могли воспроизводить звуки фортепиано, не используя движущихся частей со свойственными им недостатками. В настоящее время цифровые электронные сценические фортепиано вытеснили большинство оригинальных электромеханических инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности. Тем не менее, в 2009 году фирма Rhodes Music Corporation начала производство новой линии электромеханических фортепиано, известных как Rhodes Mark 7.

Способы формирования звука[ | код]

Yamaha CP-70M

Струны и молоточки Yamaha CP-70

Способы формирования звука отличаются от модели к модели:

Удар по струне[ | код]

Электрические фортепиано Yamaha, Baldwin, Helpinstill и Kawai фактически настоящие рояли и пианино со струнами и молоточками. Модели Helpinstill также имеют деку. Остальные модели её не имеют и больше напоминают электрогитару со сплошным корпусом. У моделей Yamaha, Baldwin и Kawai вибрация струн преобразуется в электрический сигнал с помощью пьезоэлектрических звукоснимателей, установленных под штегами. Инструменты Helpinstill используют набор электромагнитных звукоснимателей, присоединённых к раме. Все перечисленные инструменты имеют тембр, близкий к тембру акустического фортепиано.

Удар по язычку[ | код]

Электрические пианино Wurlitzer использовали плоские стальные язычки, по которым ударяли фетровые молоточки. Язычки входили в прорези в металлической пластине в форме гребёнки и вместе с ней образовывали электростатический (ёмкостный) звукосниматель, к которому прикладывалось постоянное напряжение 170 вольт. Такая конструкция создавала уникальный тембр — приятный, напоминающий вибрафон при спокойной игре, и доходящий до дребезжащего резонанса при более экспрессивной игре. Настройка язычков производилась увеличением или уменьшением массы куска припоя на свободном конце язычка. На запасные язычки был нанесен избыток припоя, поэтому они издавали более низкий звук. Пользователь инструмента должен был, путём проб и ошибок, спиливать излишек припоя до достижения правильной настройки. Японский инструмент «Columbia Elepian» использовал аналогичную Wurlitzer систему язычков, но имел электромагнитные звукосниматели, как у Родес-пиано.

Удар по камертону[ | код]

Rhodes Mark II Stage 73

Под камертоном здесь понимается ударяемый элемент в форме вилки с двумя вибрирующими частями — физически он мало похож на обычный камертон. В инструментах Фендер-Родес удар производится по нижней части вилки, изготовленной из упругой стальной проволоки и называемой «иглой»[6]. Другая часть вилки, параллельная и прилегающая к игле — тонбар, жёсткая стальная планка, работающая как резонатор и увеличивающая длительность звучания ноты. К игле прикреплена пружина, которую можно перемещать вдоль иглы для изменения высоты тона и точной настройки. По игле ударяет молоточек с неопреновым (изначально фетровым) наконечником, приводимый в движение значительно упрощённой фортепианной механикой (каждая клавиша имеет всего три движущихся части, включая демпфер). Каждая игла имеет электромагнитный звукосниматель, размещённый перед свободным концом. Родес-пиано имеет узнаваемый звук, напоминающий колокольный, более сочный, чем у инструментов Wurlitzer, с большей длительностью звучания и с «рычанием» при экспрессивной игре. Инструмент «Electra-Piano» компании Хонер использовал похожую систему с металлическими язычками вместо игл. Его звук является средним между звуком Родес и Wurlitzer.

Щипок язычка[ | код]

Hohner Pianet (внизу)

В оригинальном Pianet компании Hohner использовались липкие площадки, изготовленные из невыделанной кожи, нанесённой на подложку из вспененной резины. Кожа пропитывалась вязким силиконовым маслом и за счёт этого прилипала к металлическому язычку. При нажатии клавиши площадка тянула язычок вверх, пока он не отрывался и начинал вибрировать. При отпускании клавиши площадка действовала как демпфер. Использовалась система электростатических звукоснимателей, как в инструментах Wurlitzer. Тембр инструмента напоминает звучание Wurlitzer, но более яркий и быстро затухающий, что связано, главным образом, с конструкцией, не имеющей педали сустейна. Инструмент «Cembalet» этой же фирмы использовал резиновые плектры и отдельные демпферы из вспененной резины, но в остальном практически идентичен Pianet. Более поздняя модель «Pianet T» использовала присоски из силиконовой резины вместо липких площадок, а электростатические звукосниматели были заменены электромагнитными, аналогичными звукоснимателям Родес. При этом использовались намагниченные язычки. Звук Pianet T был значительно сочнее, примерно такой же, как у инструментов Родес. Ни в одном из перечисленных инструментов не предусмотрена возможность использования педали сустейна.

Точной копией Cembalet является «Weltmeister Claviset» также продававшийся под маркой «Selmer Pianotron». Он имел электромагнитные звукосниматели и предусилитель, питающийся от батарейки. Более поздние модели имели набор фильтров и педаль сустейна.

Другие электрические клавишные инструменты[ | код]

Тангентная механика Clavinet:
1. Колок 2. Демпфер 3. Тангента 4. Наковальня 5. Клавиша 6. Струна 7. Звукосниматель 8. Струнодержатель

Hohner Clavinet D6

Электрические клавесины и клавикорды — родственные электрическим фортепиано инструменты, хотя технически они фортепиано не являются.

Клавесин «Solid-Body Electric Harpsichord» или «Combo Harpsichord» фирмы Baldwin — инструмент с алюминиевой рамой довольно традиционной формы, без деки и с двумя наборами электромагнитных звукоснимателей, одним возле плектров и одним напротив середины струны. Звук инструмента в чём-то напоминает электрическую гитару и иногда использовался для её замены в современной камерной музыке. Изначально конструкция инструмента была создана стартап-компанией The Cannon Guild[7]. Инструмент имел алюминиевую раму, деку из ели, магнитные звукосниматели с брусковыми магнитами и плексигласовую открывающуюся крышку. Прототипы и конструкция были проданы фирме Baldwin, которая внесла некоторые изменения и далее выпускала инструменты под своим именем.

«Clavinet» компании Хонер[8] — фактически является электрическим клавикордом. Резиновая площадка под каждой клавишей прижимала струну к металлической наковальне, что заставляло свободную часть прижатой струны вибрировать. При отпускании клавиши вся струна, теоретически, может вибрировать, но она немедленно демпфируется намотанной на струну со стороны колков пряжей. Два электромагнитных однокатушечных звукоснимателя, расположенных над и под струнами, осуществляют съём звука, который предварительно усиливается и фильтруется перед подачей на вход гитарного усилителя.

Техника и стили игры[ | код]

Звучание большинства электрических фортепиано значительно отличается от акустических инструментов, также как звучание электрических гитар отличается от акустических, в связи с чем электрическое фортепиано не стало просто портативным фортепиано, к которому можно подключить усилитель, а приобрело собственную музыкальную идентичность. В частности, Родес-пиано дает возможность исполнять очень длительные «плавающие» аккорды, которые невозможно получить на акустическом инструменте, в то время как для Clavinet компании Хонер характерен узнаваемый набор перкуссионных риффов и ритмико-мелодических элементов, которые больше относятся к фанковому стилю игры на ритм-гитаре и слэповой игре на басу, чем к обычной игре на клавишном инструменте. Ранние модели Wurlitzer имели ламповые усилители, которые можно было перегружать, создавая характерный дисторшн. Поздние транзисторные модели, используя тот же механический подход к созданию звука, не могли воспроизвести «жирный» звук ламповых моделей, но обладали полезной функцией тремоло, придающей эмоциональности звуку.

  • Примеры инструментов:
  • Популярные произведения с использованием электрического фортепиано:
    • Фендер-Родес:
    • Хонер Cembalet:
    • Хонер Clavinet:
    • Хонер Electra-Piano:
    • Хонер Pianet:
    • Электрическое пианино Wurlitzer: Wurlitzer 200A использовавшийся группой Supertramp
      • Рэй Чарльз: «What’d I Say»
      • Кэннонболл Эддерли Quintet: «Mercy, Mercy, Mercy» (использовался только в первой студийной записи, во всех последующих живых исполнениях использовался Фендер-Родес.
      • The Buckinghams: «Hey, Baby (They’re Playing Our Song)»
      • Steely Dan: «Do It Again»
      • Pink Floyd: «Time», «Money», «Have A Cigar», «Shine On You Crazy Diamond (Parts 6-9)»
      • Queen: «You’re My Best Friend»
      • King Harvest: «Dancing in the Moonlight»
      • Supertramp: «Dreamer», «Lady (Supertramp song)», «Bloody Well Right», «The Logical Song»; «Goodbye Stranger»
    • Combo Harpsichord фирмы Baldwin:
    • Yamaha CP-70 Electric Grand Piano:

См. также[ | код]

Ссылки[ | код]

  1. Fritz W. Winckel (1931). “Das Radio-Klavier von Bechstein-Siemens-Nernst”. Die Umschau. 35: 840—843. ISSN 0722-8562.
  2. Hans-W. Schmitz (April 1990). “Der Bechstein-Siemens-Nernst-Flugel”. Das mechanische Musikinstrument. 16. Jahrgang (49): 21—27. ISSN 0721-6092.(Технический отчет)
  3. Hans-Joachim Braun. Music Engineers. The Remarkable Career of Winston E. Knock, Electronic Organ Designer and NASA Chief of Electronics. IEEE Conference on the History of Electronics (2004). Архивировано 30 декабря 2012 года.
  4. Wolfgang Voigt (1988). “Oskar Vierling, ein Wegbereiter der Elektroakustik fur den Musikinstrumentenbau”. Das Musikinstrument. 37 (1/2): 214—221. (2/3): 172-176.
  5. Георгий Данилов (Июль 2008). “Электропиано”. Музыкальное оборудование: 70.
  6. Александр Фёдоров (Октябрь 2004). “Rhodes Piano”. Музыкальное оборудование.
  7. ↑ Baldwin Electronic Harpsichord
  8. Валерий Папченко (Июнь 2005). “Ветеран «электропопа»”. Звукорежиссер. ISSN 0236-4298.

Внешние ссылки[ | код]

  • Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1986.
  • Папченко Валерий. Маленький большой рояль CP70. Ж-л. Звукорежиссер, №8,2005.
  • Папченко Валерий. Wurlitzer EP200: вечно второй. Ж-л. Звукорежиссер, №10, 2005.
  • Папченко Валерий. Армейское электропиано, покорившее джаз. ж-л. Звукорежиссер, №5,2005.
  • Simons Hall of Electric Pianos
  • Manufactures replacement parts for vintage keyboards.

ru.wikibedia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о