Акустика для домашних кинотеатров – фронтальные, тыловые, потолочные, настенные, центральные

Автор: | 03.04.2019

Содержание

фронтальные, тыловые, потолочные, настенные, центральные

Самой важной составляющей современного домашнего кинотеатра является акустика с большим набором различного назначения колонок. Их задача — передавать все нюансы звука и спецэффекты для погружения зрителя в волшебный мир кино. Выбрать систему непросто, но ещё сложнее её правильно установить, ведь каждая колонка имеет свое назначение.

Конфигурация

Колонки для домашнего кинотеатра располагаются по периметру помещения, вокруг зрителя, на строго определённых равных расстояниях:

  • спереди — центральные;
  • по бокам — фронтальные;
  • сзади — тыловые.

Можно устанавливать их на пол, а иногда используют настенный вариант на уровне головы зрителя, для создания большего восприятия нюансов звучания.

Кроме стандартного набора колонок в систему входит как минимум два источника звука:

  1. Акустика центрального канала
    , которая устанавливается под экраном или транслирующим изображение плоским телевизором. Её располагают в горизонтальном положении, задача — озвучивать диалоги.
  2. Сабвуфер, отвечающий за передачу низких частот.

Классический набор акустической системы для домашнего кинотеатра типа 5.1 состоит из следующих компонентов:

  1. Колонки фронтальные, расположенные по бокам — 2 шт.
  2. Тыловые динамики, установленные сзади — 2 шт.
  3. Центральная колонка, горизонтально расположенная перед ТВ или сзади экрана — 1 шт.
  4. Сабвуфер, который может быть расположен в любой точке комнаты. Перед установкой эмпирическим методом определяют вариант максимально хорошего звучания.

Такой набор идеально подходит среднестатистическому покупателю, и считается бюджетным вариантом акустической системы для домашнего кино.

Варианты расположения

Установка колонок возможна в трех вариантах:

  • напольном;
  • настенном;
  • потолочном.

Важно не приставлять их вплотную к поверхности стен, чтобы не потерять качество звучания. Для более свободных в финансовом смысле пользователей, ищущих максимум ощущений, есть системы 7.1, 9.1 и даже 9.2. Стоимость их намного выше, что не всегда можно сказать о качестве.

Сегодня стало модным использовать потолочные акустические системы

: они устанавливаются в помещениях для отдыха, где слушают музыку или установлен домашний кинотеатр. Они могут быть встроенного типа. По-прежнему актуально расположение в классическом стиле: фронтальные, тыловые и центральные. Это сугубо личные предпочтения.

Важно! Закрепляются колонки потолочного типа только на весьма прочное основание из металлопрофиля или из деревянного бруса.

Прежде чем сделать окончательный выбор, убедитесь в достоинствах потолочных колонок, и что их внешний вид идеально подойдёт к интерьеру помещения. После всех сравнений смело приобретайте выбранный вариант. Потолочные устройства наполняют всё помещение равномерным звуком, и присутствующие могут почувствовать себя в концертном зале или кинотеатре.

Нюанс: при расстановке тыловые колонки находятся немного ближе к зрителям, чем остальные, поэтому надо с помощью настроек ресивера уравнять виртуальное расстояние, чтобы получить идеальное звучание.

Нюансы мощности

Когда акустика сделана на основе пассивных излучателей звука, не содержащих встроенных усилителей, то её мощность считается специалистами номинальной. Производители указывают Root Mean Square — среднеквадратическую мощность усилителя акустической системы, при которой она может функционировать сколь угодно долго.

Существует Peak Music Power Output — пиковая музыкальная выходная мощность, которую любая акустика выдерживает только кратковременно, не более секунды. Основной критерий при выборе мощности аппаратуры — это размеры помещения, где она будет установлена:

  • при площади в 17 кв. м. будет достаточно 60—80 Вт;
  • если помещение 20—30 кв. м., то ориентируются на 100 Вт;
  • при больших, просторных гостиных более 40 кв. м., потребуется 150—200 Вт.

Все приведённые выше расчёты даны при условии использования моноканальной акустики. При окончательном выборе системы для домашнего кинотеатра необходимо учитывать два основных параметра:

мощность установки и качество её звучания. Они оказывают существенное влияние на общую цену, но именно от мощности будет зависеть громкость и величина звукового давления.

Совет специалиста! В комплекте домашнего кинотеатра все устройства имеют одинаковые параметры звучания. Если же вы самостоятельно подбираете колонки, то могут быть различные расхождения в звуковом диапазоне.

Для небольшой комнаты, где фильмы будут просматривать не более двух человек, вполне достаточно приобрести систему с компактными динамиками потолочного типа, что считается специалистами более приемлемым вариантом при расположении в ограниченных пространствах.

Чувствительность

У акустики для домашнего кинотеатра чувствительность находится в диапазоне 84—102 дБ, что означает следующее: при сигнале с мощностью 1 Вт и частотой 1 тысяча Гц, компоненты системы на расстоянии одного метра оказывают именно такое звуковое давление. Чем больше такой параметр, тем громкость звучания при постоянной мощности будет значительно выше, но надо учитывать один негативный аспект — довольно нежная и чувствительная акустическая система может быть повреждена очень мощным усилителем, динамики просто не выдержат.

Поэтому при самостоятельном подборе всех составляющих будущего кинотеатра надо учитывать их согласованную и безопасную работу.

The frequency response

Амплитудно-частотная характеристика — это зависимость амплитуды выходящего сигнала от собственной частоты входящего, идеально график выглядит как прямая линия, но на практике такое невозможно, т. к. на различных частотах она имеет подъёмы и спады.

Наш уникальный слуховой аппарат способен воспринимать и различать звуки с частотой 20 Гц — 20 кГц, впрочем, это чисто индивидуальная особенность каждого человека — с возрастом распознавание высоких частот снижается, поэтому пожилые люди слышат не всё, что им говорят.

В акустике установлен сабвуфер, воспроизводящий звуки низкой частоты 2—250 Гц. Поэтому от колонок не требуется хороших амплитудно-частотных характеристик при таких частотах, главное, чтобы не было превышения указанных значений.

Коротко о коэффициенте гармонических искажений

Механизм преобразования электросигнала в звуковой имеет один только недостаток — при воспроизведении появляются звуки равные основной частоте, их называют гармоники. Не каждый производитель указывает такой параметр в характеристиках выпускаемых акустических систем, хотя он имеет международное обозначение — THD или Total Harmonic Distorsions (суммарный коэффициент гармонических искажений), который задают % или дБ.

Чем меньше величина этого параметра, тем качественнее звук всей акустики.

Окончательный выбор

Выбрать качественную акустическую систему не так уж просто: предложений много, всё зависит от вашего предпочтения и денежных ресурсов. Для облегчения выбора приводим сравнительную таблицу основных параметров и цены.

Таблица сравнительных характеристик акустических систем

Ед. изм.Jamo A 102 HCS 5Focal-JMlab Sib & Cub 2Klipsch Cinema 6JBL CS 680
сателлитыдвух полосные
характеристика частоты 

Гц-кГц

 

150—20

 

75—20

 

116—20

 

100—20

чувствительностьдБ/В/м86/2,8/1,090/2,8/1,089/2,8/1,088/2,8/1,0
сопротивлениеОм6,08,0
центр. колонкадвух полосная
характеристика частоты 

Гц-кГц

 

150—20

 

75—20

 

105—20

 

100—20

чувствительностьдБ/В/м86/2,8/190/2,8/190/2,8/1,088/2,8/1,0
сопротивлениеОм
6,0
8,0
сабвуфер

динамик низких частот

 

 

см

 

 

20

 

 

21

 

 

25

 

 

20

мощностьВт200100200125
характеристика частоты 

Гц

 

36—150

 

40—150

 

35—120

 

35—160

стоимостьрубли/евро10000/--/700-/100014000/-

Из таблицы видно, что не всегда высокая цена гарантирует отличное качество, тем более что кабели и соединительные провода надо будет приобретать отдельно, как в 1 и 3 варианте. Разница в характеристиках не столь существенна, как и диаметр динамика сабвуфера, но некоторые параметры Jamo впечатляют, не говоря уже о разнице стоимости.

Выбирая технику, ориентируйтесь по личным предпочтениям. Обращайте внимание на дизайн: все колонки должны вписываться в интерьер как в настенном варианте расположения, так и в любом другом.

tehnika.expert

выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2) / Stereo.ru

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее ~15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 3\4 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Часть 1: Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)

stereo.ru

Встраиваемая акустика для домашнего кинотеатра

При выборе акустики для домашнего кинотеатра обратите свое внимание на встраиваемые варианты. Такие системы дают возможность для незаметного слияния акустической техники с интерьером, принимая во внимание все его конструктивные особенности. Воистину идеальное звучание домашнего кинотеатра дают динамики, обустроенные в потолке, и в то же время они совершенно не видны. Встроенная и потолочная акустика делают звуковой ряд близким к совершенству, полностью реализуя эффект присутствия.

Преимущества встраиваемой акустики

Далеко не всем владельцам квартир, особенно малогабаритных, удаётся достаточно эффективно разместить компоненты своего домашнего кинотеатра. Креативный выход при стеснённых жилищных условиях помогли найти создатели современных акустических систем. Комплекс встраиваемой акустики не только помогает максимально использовать интерьер, но и существенно облегчает финансовую нагрузку.

Современные достижения в конструкции встраиваемых колонок, динамическая настройка интерьерных резонаторов, системное слияние — все эти факторы способствуют получению уровня звука домашнего кинотеатра как минимум не ниже, чем у корпусных колонок. Конечно, если мы говорим о правильном размещении и монтаже встраиваемой аппаратуры.

Краеугольной задачей встраиваемой акустики домашнего кинотеатра является рациональное и грамотное размещение колонок в стенных или потолочных проёмах. Акустика такого типа должна не только гармонично вписываться в интерьер, но и быть совместимой по техническим функциям с его размерами и особенностями. Важнейшими достоинствами встраиваемой акустики являются:

  1. Конструктивные детали, создающие идеальные условия для звучания колонок. К примеру, специальные прорезиненные демпфера, которые поглощают навязчивое дребезжание и делающие звучание системы сочным и выразительным.
  2. Условия для более точного размещения колонок. Заранее определив позицию для них, можно добиться идеального объёмного звучания.
  3. Возможность создания однородного уровня звука на всей территории домашнего кинотеатра.
  4. Эстетика оформления помещения. Спрятав колонки, можно спланировать более выразительный и гармоничный интерьер, не расходуя пространство на размещение напольных колонок.

Встраиваемые акустические системы предусматривают свободную планировку домашнего кинотеатра. Это качество разительно отличает их от жёсткого размещения напольных колонок.

Безусловно, инсталлировать встроенную акустику непросто, но затраты полностью окупаются получением наиболее естественного звучания. Утопленная в стены встроенная акустика совершенно незаметна и обнаруживает себя только лишь звуком. К трудозатратам необходимо отнести оборудование в стенах надлежащих проёмов и работы по звукоизоляции стен.

Особенности монтажа

При создании системы домашнего кинотеатра важно определиться, когда будут монтироваться встроенные колонки: в готовом помещении или на стадии строительства? При размещении во время строительства отдаётся преимущество колонкам с собственным корпусом. Их гораздо проще монтировать, как следствие, можно реализовать максимальную мощность с качественным чистым звучанием.

Встроенная акустика, предназначенная для размещения в стене, достигает значительных размеров. Это позволяет повысить коэффициент производительности, особенно в спектре низких частот. Кроме того, звук из таких систем не будет резонировать в смежные комнаты. Если используются акустические короба, то исключается воздействие постороннего электромагнитного поля, плюс высокая степень пожаробезопасности.

Объём из металла, необходимый для устранения губительных колебаний, носит название акустического короба. Эта идеальная система размещения колонок устанавливается вплотную к направляющим, а не к листу гипсокартона. Большинство подобных объёмов отличаются огнеупорностью.

Существуют системы, где встроенные колонки располагаются в акустических коробах на шарнирных креплениях, что даёт возможность настраивать направленность звукового потока. Недостатком такой компоновки является высокая стоимость.

Нюанс: при напольной комплектации компоненты акустической системы можно приобретать вразброс, от разных производителей. Встроенная акустика, как правило, реализуется в готовых комплектах, разных по конструктивным особенностям и величине мощности.

Любая встраиваемая система имеет защитную решётку из металла. Как правило, вместе с решёткой идёт улавливающая прокладка для защиты от пыли. Наружный фланец решётки возможно закрасить в любой цвет, согласно цветовому решению интерьера. Домашний кинозал со встроенной акустикой, безусловно, более солидно смотрится по сравнению с проводным вариантом.

Установка встраиваемой системы

Общепринятым методом монтажа встроенной акустики считается следующий:

  1. Лист гипсокартона укрепляется между наружным фланцем и внутренними лапами.
  2. Колонки помещаются через вырез, сделанный по специальным лекалам, обычно идущим в комплекте.
  3. Затем на наружную панель устанавливается защитная решётка.

Существует панель, делающая колонки относительно невидимыми. Она монтируется в уровень стены или потолка и штукатурится в тон стеновой плоскости.

Для монтажного соединения компонентов встраиваемой акустической системы необходимо применять специальный инсталляционный кабель, соответствующий правилам и нормам пожарной безопасности. Такой кабель собирается из двух проводов, изолированных друг от друга и помещённых в несущий огнеупорный изолятор. В кабеле проложен специальный корд, придающий ему дополнительную надёжность и помогающий протягивать его через трубы на значительные расстояния. Стоит отметить, что встраиваемые системы могут быть и беспроводными, но это скажется на качестве получаемого звука.

Оптимальным параметром размещения считается 1 колонка на 20 кв. м. площади. При этом необходимо делать сноску на целый ряд деталей, таких как уровень потолка комнаты, шумовой коэффициент, декоративные детали помещения.

Размещение акустической системы

В оптимальном варианте все три фронтальных динамика должны быть на одной линии с ухом сидящего слушателя и равноудалены друг от друга. Такая расстановка позволит звуковому сигналу по кратчайшему пути достигать слушателя. Если из-за интерьерных особенностей равноудалённость не соблюдается, необходимо это сбалансировать схемой ресивера либо процессора.

Оба боковых канала оптимально должны размещаться несколько выше уровня уха и отодвинуты назад от зоны восприятия.

Простейший вариант встраиваемого сабвуфера для домашнего кинотеатра — это элементарный низкочастотный динамик. Монтируется такая колонка так же, как и обыкновенная встраиваемая. Саб высокого класса— это динамик НЧ в акустическом объёме. Подобная комбинация обычно размещается в стене. Наиболее эффективным является использование двух сабвуферов. Такая схема гарантирует равномерное распределение басов по всей площади звучания, при этом прилично увеличивается выходной звуковой сигнал.

Крайне важно точное расположение обоих сабвуферов и оптимальным вариантом считается их симметричное размещение относительно зоны прослушивания. Таким образом достигается правильное акустическое суммирование, без случаев превалирования одной частоты или пропадания другой.

Встраиваемый сабвуфер является пассивным динамиком, для его работы необходим специализированный усилитель мощности.

При всей простоте вопроса с усилителем мощности, надо чётко понимать, что не существует простого линейного усилителя, который обеспечивал бы необходимую мощность для трёх или больше пар акустических систем, встроенных в стену. Для обеспечения приличного уровня звучания используют специализированные многоканальные усилители. Только в очень небольшом помещении возможно использование бытового усилителя с двумя парами акустических систем.

Акустика в потолке

Строго говоря, всю встраиваемую акустику можно разделить на два сегмента:

  • акустика потолочная;
  • акустика, встраиваемая в стену.

Первоначально, сферой применения потолочной акустики были производственные мощности: кафе, метро, магазины. В связи с бурным развитием технологий, потолочные колонки всё больше встречаются в быту.

Потолочная акустика или колонки окружающего значения предполагают идеальное распространение звуковой волны. Монтируя колонки в потолок, можно добиться эффекта полной невидимости звуковой аппаратуры. Как правило, это удел утончённых меломанов. Главные преимущества потолочных колонок:

  • маленькие размеры, «невидимость» в дизайне, полная защищённость от наружных воздействий;
  • потолочная акустика не перегружает пространство;
  • монтаж аналогичен монтажу точечных светильников.

При монтаже необходимо знать расстояние между перекрытием и подвесным потолком, т.к. глубина потолочной акустики порядка 15 сантиметров. Для предотвращения ненужных вибраций используют специальные уплотнительные накладки. Потолочная акустика подходит для любого исполнения потолка: натяжного, панельного. Колонки настолько легко монтируются, что не потребуется менять структуру потолка.

Используя такие колонки, можно оборудовать качественным звуком помещения, где невозможно установить напольные системы: кухню, ванную комнату, комнату с бассейном.

Настройка системы

Первым шагом в настройке домашнего кинотеатра всегда является проверка работоспособности встраиваемых колонок при помощи тон-генератора. Следующим этапом является проверка полярности с помощью опций автоматической установки на ресивере. Применение динамиков без заднего корпуса расфокусирует звук, и он будет передаваться в смежные помещения, поэтому крайне желательно использование задних корпусов. При точном местонахождении двух сабвуферов, область прослушивания имеет хороший баланс и отпадает неизбежность коррекции.

Хорошее расположение встраиваемой акустики и правильная её настройка подарит немало прекрасных мгновений качественного прослушивания музыкальных композиций, а уровень будет не хуже корпусных систем.

tehnika.expert

Профессиональная акустика в домашнем кинотеатре: реальность и вымысел

Выявление всех недостатков записи — или лучшее соотношение цена/качество?

Вначале было…

А в начале каждый поклонник стерео или домашнего кинотеатра покупал комплект от известных европейских, американских или японских брендов — таких как Sony, Pioneer, Marantz, B&W и десятков им подобных — слушал, восхищался, постепенно выискивал недостатки, менял на нечто лучшее, опять не удовлетворялся… Данный процесс, при наличии средств, мог идти до бесконечных заоблачных высот техники экстра-класса, способной удивить даже видавших виды — или относительно быстро закончиться приобретением профессиональных вариантов, так популярных сегодня на Западе. Что это? Дань моде или стремление к настоящему совершенству? Бзик тех, кто стремится к медицинской аналитичности тракта, или единственно правильное по «цене-качеству» решение? Ниже мы попробуем отделить зерна от плевел, в этом непростом вопросе наметив, по крайней мере, пищу для размышлений для всех интересующихся киноманов.

Почему мы их не видим

Действительно — мало кто из обычных пользователей знаком с профессиональной техникой: четкое разграничение рынков с середины ХХ века, ряд «закрытых» законов, ограничивающих масштабные продажи профессиональных схем для бытового рынка и другие ограничения сделали свое черное дело — сегодня только Genelec и еще пара брэндов продвигают с минимальными косметическими изменениями свои профессиональные наработки на рынок конечного потребителя, остальные же продолжают странную погоню за оптимизацией того, что давно уже оптимизировано. Вопрос — в отказе от пассивных разделительных фильтров, которые являются настоящим злом для акустики и использованием встроенной нагрузки динамиков на выделенный усилитель.

Золотое зерно активной схемы

Просматривая спецификации на бытовую и профессиональную акустику, многие обратят внимание на тотальное использование активных схем в студийных комплексах. И дело тут не в банальной экономии места — данный тип мониторов обладает наисерьезнейшими преимуществами перед пассивными:

  1. Используется многоусилительная комбинация с нагрузкой нескольких «мощников» на каждый динамик акустики — наиболее «громкая» и устойчивая схема, применяемая в быту лишь в очень дорогих комплексах.
  2. Усилитель работает в «узкой» полосе частот, что уменьшает интермодуляционные искажения. Выстраивание и оптимизация каждого усилителя под свое направление позволяет улучшить качество и снизить стоимость.
  3. Обеспечивается более оптимальная нагрузка усилителя из-за отсутствия разделительных фильтров акустических систем: секция работает напрямую на динамик, а активный разделительный фильтр располагается между предварительным усилителем и усилителем мощности.
  4. Исключаются искажения, вносимые пассивными сильноточными фильтрами акустических систем.
  5. Лучше демпфируются динамики.

Правда, выдумка и распространенные заблуждения

Самым главным заблуждением относительно профессиональной техники будет ее якобы излишняя детальность, обнажающая все недостатки тракта и записи и делающая невозможным прослушивание не слишком качественных дорожек. Обратим ваше внимание на то, что «кашу маслом не испортишь» — и если эти детали есть изначально в дорожке, то нивелирование их — не что иное, как искажение авторского замысла, против которого и ведут свой крестовый подход hi-fi/high end. Оценка же студий, в которых производится монтаж звуковых дорожек, у всех экспертов традиционна — брависсимо! Вот пересказ отзыва о комплекте на базе PMC BB5/A, на котором был смонтирован саундтрек «Титаника» — «это был даже не хай енд, а нечто большее, акустики в студии вроде бы не существовало, а царил лишь звук, немыслимо реалистичный и удивительно мягкий, когда это требовалось». Забавный парадокс — но на этом мы остановимся чуть ниже: хай енд уже в десятки раз превзошел профессиональные схемы, но все никак не может к ним приблизиться.
Правдой же будет немыслимое преимущество любой профессиональной техники по звуковому давлению перед пассивными бытовыми колонками — в то время, как лучшие образцы из них выдают 90 дБ, дешевые активные варианты дают, не напрягаясь, 112, за суммы на порядок меньшие. Из-за такой значительной перегрузочной способности искажения, опять же, падают, а масштаб и панорама действия приобретает невиданный и недостижимый в бытовой технике размах.

И последнее — рынок hi-fi традиционно стремится к получению линейной АЧХ, но почему-то никак не может этого добиться, а профессиональная техника уже давно обладает ультра-низкими искажениями: вот незадача…

Почему хай-енд все время приближается к профессиональному рынку, но никак его не достигнет

А незадача тут в том, что уже в 60-е годы рынок hi-fi превратился не в рынок точного звука, а в продажу «фирменного стиля» — суть искажений, определяющих отличие фирмы от других и приятных на слух. Отсюда пошла и «теплая» середина у Musical Fidelity, и резковатый звук Harman, и заваленный бас у японских брендов, и излишняя ритмичность Naim: каждая компания формировала свой круг поклонников, намеренно искажая изначальные характеристики записи. Бешеные маркетинговые затраты стали основой цены бытовой техники, внутренняя начинка которой даже в самом дорогом варианте никогда не превышает сотни долларов. А счет на тысячи начался лишь из-за необходимости профинансировать новые рекламные уловки, да ввести в разработку очередной «высокотехнологичный» трюк, вроде передискретизации или супертвитеров. При этом только исключительно дорогие модели «хай класса» могут похвастаться честным и мониторным звуком — и подтвердить это четкой, без погрешностей, АЧХ — рецензии на такие модели, вроде Revel Ultima Salon 4-way, обычно начинаются с пафосных строк «наконец-то фирме удалось приблизиться к качеству профессиональных акустических систем», хотя сравнимая акустика того же ранга на профессиональном рынке существует уже десятилетия и продается по цене впятеро дешевле. Пусть и без алюминиевых накладок на корпусе. Короче говоря, стоит один раз устроить сравнительное прослушивание — и если вам в уши не сильно надуло пыль от «фирменного» звука, да и цените вы больше всего — честность и прозрачность тракта, вопросы отпадут сами собой.

Чего стоит опасаться

В погоне за «профессиональным» звуком, однако, не следует руководствоваться правилом «все то золото, что делано для студии». Отнюдь нет. Обладая лучшим соотношением «цена-качество», этот рынок, тем не менее, как и все другие, наводнен значительным количеством посредственных моделей. Поэтому, главный совет — выбирать из проверенных временем имен. Genelec, например, вряд ли разочарует самого придирчивого поклонника, а вот KRK может вызвать массу нареканий даже у обычного пользователя. И, конечно, только живое прослушивание на вашем любимом материале может показать, насколько оправданы для вас эти вложения, и только оно может служить главным критерием в покупке. Беда многих дешевых мониторов в резком звуке с недостаточно проработанной среднечастотной составляющей — этим грешит даже довольно известный Event. Тем не менее, брэнды, вроде Dynaudio еще ни разу не запятнали себя подобными вещами. И чисто эмпирический опыт — по рознице ниже $1,000 за пару вы вряд ли получите классный звук.

Строим театр на базе профессиональных мониторов

Мы рассмотрим две системы на базе профессиональной техники — первую, в ценовом диапазоне «до $4,000-5,000», можно рекомендовать всем присматривающимся к комплектам акустики за $2,000-2,500 и ресиверам за $1,500-2,000, а вторую — в диапазоне «до $10,000-12,000» — можно советовать заглядывающимся на настоящий хай енд.

Комплекс номер 1
Это стандартная пятиканальная схема на базе мониторов Mackie HR624 — пять колонок продаются по рекомендованной розничной цене в $3,100.

Их схема — «пассивный радиатор» — позволяет управлять значительным количеством баса без увеличения размера корпуса, а два встроенных в каждую колонку усилителя гарантируют реальные 140 Вт мощности и 112 Дб звукового давления, с избытком достаточного для всех типовых комнат, площадью до 50 м2. В качестве опции вы можете докупить еще один или два монитора для формирования тылового центра и включения ES/EX флага на ресивере. В роли последнего выступает Yamaha RX-V640RDS, укомплектованная всеми современными декодерами объемного звука и стоящая около $600.

Коммутация стандартна для активной схемы — на выход предварительного усилителя подключены активные громкоговорители — для подобного вам придется приобрести кабель XLR-RCA в случае значительной длины провода, или ограничиться стандартными RCA-RCA межблочниками (мониторы имеют RCA вход).

Богатство изменяемых параметров Mackie позволит вам скомпенсировать расположение колонок относительно стен комнаты, тонко настроить чувствительность, а также откорректировать высокие и низкие частоты активной эквализацией.

В качестве сабвуфера можно приобрести MJ Pro 50 — $500 и достаточно глубокая поддержка снизу будет обеспечена.

Комплекс номер 2

На все семь каналов закоммутированы Dynaudio BM15A, что обойдется в $8,820.

Исключительное звуковое давление в 125,5 Дб в многоканальном режиме и реальная басовая секция от 30 Гц удовлетворит всех поклонников «бабаха», впрочем, маньяки могут приобрести сабвуфер M&K MX350 за $1,800 и получить ноты от 19 Гц. Осталось решить вопрос с процессором. Для максимального качества системы лучше будет использовать балансный аппарат с самой современной схемотехникой — такой, как Anthem 20.2 ($3,300).

Желающие сэкономить не будут разочарованы применением ресиверов по описанной выше схеме — только «продвинутых» технически. Нижняя граница начинается от Pioneer VSX-D1011 / Denon AVR-3803 — построенные на Burr Brown 192/24 ЦАПах и SHARC Hammerhead 32-х битных процессорах они выдают поразительное качество в части декодирования многоканального звука. К сожалению, Dynaudio имеют только балансный вход, поэтому придется раскошелиться на пайку проводов XLR-RCA, а набор корректировок их характеристик весьма беден — переключатель чувствительности и эквалайзер на высокие и низкие частоты. Разумеется, вы можете выбрать промежуточный этап, использовав более дешевые Dynaudio BM6A, лишь немного менее мощные, чем 15-ые, и тому подобные варианты.

Мотор!

Как же звучат данные комплекты? Одним словом — великолепно. Без вопросов, они на голову превосходят обычные бытовые комплексы ресивер-акустика, собранные за ту же цену. По нашим оценкам, уровень затрат в бытовую технику для достижения сравнимого с профессиональным качества находится в пределах 3 к 1, то есть собранная за три тысячи долларов активная акустическая секция «звучит» примерно на втрое более дорогую комбинацию усилитель-колонки. Чудо? Отнюдь нет. Здесь играет роль и практически неиспользуемая в быту активная схема, и минимальные затраты на маркетинг у профессиональных фирм, и минимизация затрат на дизайн. А также (не смейтесь) — доведение до нуля стоимости корпуса усилителей — ведь в конечной редакции цены его стоимость может достигать 60% от ритейла.

При прослушивании активных систем прежде всего обращает на себя внимание то, с какой легкостью они справляются со сложнейшими динамическими всплесками — и как хорошо разделяют звуковые образы. Например, сложнейшая сцена в DTS Discrete в начале «Гладиатора» начинает удивлять богатством десятков ранее не слышанных звуковых планов, на равных конкурирующих с лучшими кинозальными вариантами, раздвигая стены комнаты прослушивания до поистине безграничных широт. Перестрелка из «Блейда-2» блистает такой феерией звуков, что становится страшно, а финал «Атаки клонов» заставляет содрогаться стены. Мы тестировали подобные комплекты в сравнении с гораздо более дорогими системами на базе Linn, Naim, Meridian, Mark Levinson/Revel — и лишь последний смог заметно превзойти эти комплексы, обойдя, правда, их по цене в десятки (!) раз.

Плюсы и минусы

Ну, на плюсах мы уже останавливались достаточно подробно, дело за малым — предостеречь пользователя по возможных «подводных камнях» и резюмировать преимущества данного «нетрадиционного подхода». Ибо не все так просто в датском королевстве — и вместе с достоинствами можно приобрести и ряд серьезных проблем. Итак.

Главные недостатки применения в театре активных профессиональных мониторов:

  1. Полное отсутствие дизайна, как такового: все колонки (за очень редким исключением в ценовых категориях свыше $10,000) представляют из себя некрасивые черные ящики, не имеют отделки деревом, скругленных углов и прочих эргономических изысков. Вписать их в интерьер евро-ремонта будет довольно сложно.
  2. Как правило — отсутствие защитных решеток (грилей) на динамиках, из-за чего нахождение в зале прослушивания маленьких детей или домашних животных может вызвать беспокойство за безопасность системы. Выведенные на передние панели порты фазоинверторов также не добавляют чувства уверенности, а внешняя сторона вопроса из-за подобного только усугубляется.
  3. Зачастую — только балансные (XLR) входы, которые диктуют самостоятельную пайку проводов для подключения (RCA-XLR). Максимальное качество комплектов достижимо с использованием процессоров, имеющих балансные выходы, но стоимость таких аппаратов обычно превышает $3,000.
  4. Низкая чувствительность балансных входов требует применение предварительных усилителей с мощными выходными каскадами, выдающими не менее 2В. Увеличение входной чувствительности в большинстве случаев дает резкое возрастание шумовой составляющей и не позволяет использовать подключения напрямую к выходам DVD-плееров.
  5. Отсутствие автоотключения во многих системах, а также требование выделенного питания под каждую колонку может потребовать пересмотра вашей электропроводки: оптимальным будет выведение специальных розеток под каждую акустическую систему (с обязательным заземлением) и одного сетевого выключателя, управляющего питанием комплекса. Иначе можно заблудиться в бесконечных тумблерах.
  6. Только «полочная» конструкция, требующая обязательных стоек или настенных кронштейнов.
  7. Требования к заземлению ресивера/процессора, управляющего системой — иначе шумовая секция опять возрастет.
  8. Энергопотребление полной системы может превысить 2 кВт, что не всегда подходит под стандарты бытовой техники.

Основные достоинства профессиональной техники в домашнем кинотеатре.

  1. Недостижимое для всех бытовых систем соотношение «цена/качество».
  2. Исключительные показатели динамики, звукового давления и детальности звучания, позволяющие ощутить дома «кинозал в реальном масштабе». Звук, вплотную приближенный к high-end комплексам.
  3. Потрясающие результаты с простейшими ресиверами, имеющими выходы предварительного усилителя: пятисотдолларовые аппараты, закоммутированные, как процессоры, и пять подобных колонок, в сумме стоящие до $3,000, заметно превосходят вчетверо более дорогие бытовые комплексы.
  4. Серьезная экономия на кабелях — акустические провода оказываются ненужными, а в качестве балансных межблочных отлично работают качественные микрофонные варианты по цене от $1 за метр.
  5. Надежность, так как техника оптимизирована для профессионального использования в режиме 24х7.
  6. При использовании балансного подключения возможна передача сигнала на практически любые расстояния без потерь и наводок.
  7. Мощность даже дешевых колонок достаточна для озвучивания комнат площадью до 50м2 — то есть удовлетворит большинство пользователей.
  8. Грандиозная перегрузочная способность избавит от клиппинга на всех воспринимаемых на слух уровнях звукового давления.

Кому это нужно?

Сухим остатком от перечисленных выше выводов будет лишь одно — те, кто не хочет переплачивать за маркетинговые ходы хай-енд техники, уже давно оценили выигрыш от применения профессиональных мониторов дома. Однако это не умаляет и неприемлемых для большой категории пользователей недостатков — грубого дизайна, нестандартных подключений и слабой эргономики. Выбор за вами.

Резюме

Обладая неоспоримыми преимуществами, профессиональная техника может заинтересовать настоящих поклонников домашнего кинотеатра и hi-fi, ценящих честный и неприукрашенный характер звука. На фоне недостижимых для бытовой акустики характеристик, недостатки активной схемы могут быть нивелированы, если во главе угла стоит Его Величество Звук. А также — свойственная каждой личности экономия: если звучит так же, зачем платить больше?

Технические характеристики
  1. Mackie HR624 ($620 за один монитор) — частотная характеристика 49 Гц — 21 кГц с погрешностью 3 дБ, максимальное звуковое давление 112 дБ, встроенные усилители — 100 Вт на низкие частоты и 40 Вт на высокие, тип — пассивный радиатор, вес — 11,4 кг.
  2. Dynaudio BM15A ($1,260 за один монитор) — частотная характеристика 30 Гц — 22 кГц с погрешностью 3 дБ, максимальное звуковое давление 124 дБ, встроенные усилители — 200 Вт на низкие частоты и 100 Вт на высокие, тип — фазоинвертор, вес — 18,6 кг.

Сравните:

  1. B&W Nautilus 802 ($7,599 пара) — частотная характеристика 39 Гц — 20 кГц с погрешностью 2 дБ, максимальная мощность 500 Вт, вес 70 кг, тип — фазоинвертор, звуковое давление зависит от помещения и может достигать 100 дБ.
  2. Energy Veritas 2.4. ($3,499 пара) — частотная характеристика 30 Гц — 20 кГц с погрешностью 3 дБ, максимальная мощность 250 Вт, вес 42,7 кг, тип — фазоинвертор, звуковое давление зависит от помещения и может достигать 90 дБ.

www.ixbt.com

Встраиваемая акустика для домашнего кинотеатра

Хороший звук при просмотре фильма важен не меньше качества изображения. При выборе неплохо будет знать, как подразделяется акустика для домашнего кинотеатра. Она бывает с несколькими полосами, в зависимости от звуковоспроизведения. Максимальное число полос — семь. Различие существует по способу монтажа (размещение на полу или на потолке) и в динамиках. Также акустика бывает открытого или закрытого типа. Монтаж этих видов производится одинаково легко.

Различие в системах

Акустика для домашнего кинотеатра имеет несколько типов конфигурации. Проводить монтаж можно в пололке и стенах или разместить колонки равномерно по комнате с использованием проводов или без них.

Встроенная акустика позволяет сэкономить пространство. Можно выбрать открытый или закрытый вид. Акустическая система первого типа, как правило, состоит из рамы, динамика, решетки защиты и креплений. При подвесном потолке монтаж будет затруднен дополнительной прокладкой изолирующим материалом.

Системы закрытого типа передают более чистый и ровный звук. Современные динамики выглядят как светильники на потолке, поэтому хорошо смотрятся в интерьере. Полноценное звучание происходит благодаря равномерному распределению центральных и фронтальных каналов.

Стандартная акустика 5.1 для домашнего кинотеатра представляет собой колонки, располагающиеся равномерно по комнате, на равном расстоянии. Минусом такой системы можно считать провода, которых большое количество. Их нужно будет или спрятать под плинтус, или приобретать дополнительные короба. Для правильной настройки такой акустики потребуется помощь специалиста. Но если речь идет о простом обывателе, который не различает тонкости звучания, вполне подойдут и стандартные настройки производителя.

Беспроводная акустика для домашнего кинотеатра — самое современное решение. Она будет уместна там, где нет возможности спрятать кабель или нет подвесного потолка. Такое удовольствие обойдется недешево. В такой системе есть нововведение — сателлиты, они располагаются с тыла, и только к ним подходят провода.

Плюсы

Встраиваемая акустика для домашнего кинотеатра имеет преимущества:

— Небольшие размеры.

— Возможность вписать в любой интерьер, подобрав решетки под цвет.

— Экономия пространства.

— Простой монтаж.

— В стенах можно установить центральный и два фронтальных канала.

Сабвуфер

Комплект акустики для домашнего кинотеатра обязательно должен иметь в себе этот элемент. Его расположение зависит только от желания владельца. Но все же следует установить его там, где его звучание будет оптимально. Узнать это можно только опытным путем.

Универсальная акустическая система 5.1 состоит из четырех фронтальных колонок и одной центральной. Туда же входит и сабвуфер. Такой комплект — коробочного типа. Если в комплект входит дополнительный сабвуфер, то система повышается до 5.2. Современному совершенствованию звука нет предела, поэтому акустика все больше повышается в классе. Уже имеются версии до 9.2. И это еще не предел.

Если вы хотите сэкономить, акустика для домашнего кинотеатра может быть не готовым коробочным вариантом, а индивидуальной системой. Для этого нужно самостоятельно сделать выбор отдельных компонентов.

Мощность

Выбирая хорошую акустику для домашнего кинотеатра, нужно обратить внимание не только на ее звучание, но и на мощность. От этих параметров будет зависеть громкость звука. Мощность следует подбирать не только по собственному желанию, но и учитывать размер комнаты для установки системы. К большому помещению маленькую мощность лучше не подбирать, можно разочароваться в выборе.

Данный параметр можно рассчитать самому. Это примерно 10 ватт на 1 квадратный метр площади. Все торговые марки имеют номинальную мощность, которая на практике оказывается чуть меньше заданной в зависимости от модели. Для маленького помещения и небольшого количества человек встраиваемая акустика для домашнего кинотеатра может быть небольшой мощности. Достаточно 100 ватт на комнату.

Советы по выбору

Подбирая акустику для домашнего кинотеатра самостоятельно, многие ошибочно полагают, что все компоненты обязательно должны иметь одного производителя. Профессионалы с этим не согласятся. Каждая фирма специализируется на конкретном векторе развития и в определенной области. Подобрать самый лучший и правильный компонент сможет только грамотный специалист, который разбирается в тонкостях производства. При этом сочетания для незнающего потребителя могут быть неожиданными.

Немаловажным является материал корпуса. Здесь предпочтение отдается дереву. Дешевые материалы корпуса не лучшим образом сказываются на звучании. Отдельное внимание стоит уделить кабелям. На них не нужно экономить, если есть желание наслаждаться действительно хорошим звуком.

Не последним фактором при выборе системы является ее эстетическая сторона. Встроенная акустика для домашнего кинотеатра должна нравиться своему владельцу по цветовому решению и дизайну. Радовать колонки должны не меньше, чем само звучание или отличная картинка.

Оформление колонок

Диффузор помогает преобразовать электрический сигнал в звук с помощью колебаний воздуха. В динамике это колебание распространяется и напрямую к слушателю, и в обратную сторону. Комплект акустики для домашнего кинотеатра включает в себя колонки, которые можно разделить по оформлению на несколько типов:

— Обычное и распространенное оформление динамика — плотно закрытый короб с отверстием для непосредственного излучения звука. При этом диффузор, делая обратное движение звука, повышает резонансную частоту. Снижается мощность выхода звуковых волн. Поэтому такое исполнение характерно для недорогих и простых конструкций акустики.

— Фазоинверторная колонка имеет устройство динамика с выходом звуковых колебаний с наружной стороны динамика. Для этого в корпусе устанавливают жесткую трубу, которая настроена на резонансную частоту головки.

— Колонка с лабиринтом отличается от фазоинверторной присутствием в корпусе перегородок. Они образуют канал для звука с тыльной стороны диффузора. Лабиринт по длине равен половине звуковой волны самой низкой частоты. Фазы тыльной и передней части при этом условии должны совпадать.

Два последних вида улучшают низкочастотный диапазон звука. Проще по исполнению и дешевле по стоимости изготовление фазоинверторных сабвуферов. Поэтому они так распространены.

Стационарная

Встроенная акустика для домашнего кинотеатра должна иметь правильное расположение в пространстве помещения для лучшего воспроизведения звука. Фронтальные колонки размещают на равном расстоянии друг от друга и от слушателя. Промежуток между стеной и фронтальным элементом должен составлять не меньше полуметра. Расстояние между самими колонками — не меньше двух метров. Система 5.1 должна создавать прямоугольник, в центре которого располагается слушатель. Акустику типа 7.1 надо располагать аналогично 5.1. При этом дополнительные динамики укрепить на уровне со слушателем.

Помещение для домашнего кинотеатра

Воздух пропускает звуковые колебания, они отражаются границами комнаты и частично ими поглощаются. Звук низкой частоты и вибрация происходят не только в комнате для просмотра, но и за ней. Если стены хорошо отражают звук, то качество его теряется. Также не способствуют хорошей акустике перегородки с плохой изоляцией.

Лучшим вариантом будут стены, поглощающие вибрацию. Для их устройства можно использовать минераловатные плиты. Худшим акустическим вариантом является помещение с железобетонной конструкцией и в форме куба. В таком пространстве звуковые волны, отражаясь, сойдутся в одной точке — посередине комнаты.

Активная акустика для домашнего кинотеатра

Отличие пассивной и активной систем — это наличие усилителя. У активной каждый из динамиков можно регулировать отдельно. На входе усилителей стоят активные разделительные фильтры.

Преимущества:

— широкий диапазон частот;

— лучшее качество звука из-за непосредственного подключения динамиков к усилителю;

— каждая колонка имеет свой регулятор громкости;

— удобная фильтрация.

Активная акустика для домашнего кинотеатра имеет только один существенный недостаток — необходимость подключения проводов к каждому динамику.

fb.ru

Хочу дома хороший звук! Как выбрать стерео-акустику или домашний кинотеатр для дома?

Хочу дома хороший звук! Как выбрать стерео-акустику или домашний кинотеатр для дома?

Опубликовано 21.03.2016

Рано или поздно мы все хотим «хороший звук» дома, но далеко не все из нас разбираются в акустических системах. Предложений на рынке много, они все разные по стоимости и здесь нужно понимать, чего именно Вы хотите.

В этой статье не будет заумных слов и характеристик — все это Вы сможете услышать в салоне от консультантов акустических систем. Мы же поговорим здесь о том, как получить качественный звук, какие средства есть для этого, чего не следует делать при расположении в помещении акустических систем и какие существуют основные правила для размещения домашнего кинотеатра. Для этого Вам достаточно знать несколько вводных параметров: бюджет, размер помещения, и ваши потребности.

Пойдем от обратного, Вы любите смотреть фильмы, для Вас важен эффект присутствия и Вы понимаете, что для того, чтобы получить максимум удовольствия от просмотра любимых фильмов, важную роль играет именно звук. Вы наверно немного слышали про системы 5.1, 7.1, 9.1, 11.1. На всякий случай скажу, цифры до точек – количество колонок, после – количество сабвуферов. Как правило, ставят 1 сабвуфер, но бывает, собирают системы с двумя (11.2, например), это обычно делается в случае если размер помещения большой или оно обладает специфическими акустическими характеристиками.

Система 6.1.

Если у Вас предусмотрено для домашнего кинотеатра отдельное помещение, площадью до 22 кв.м., то оптимальной будет система 5.1. Если у Вас большая комната, площадью 30 кв.м., то здесь подойдут системы 7.1, 7.2.DOLBY ATMOS. Для персонального кинозала, площадью более 30 кв.м. оптимальным будет размещение систем 9.1, 11.1 или 11.2.DOLBY ATMOS.

Что такое DOLBY ATMOS?
DOLBY ATMOS является системой объемного звука. Эта технология окутывает зрителя реалистичным звуковым полем, погружая их полностью в кино.
Создается так называемое трехмерное звучание.

Для домашнего кинотеатра вам понадобится:

1. ИСТОЧНИКИ СИГНАЛА.

DVD/BD проигрыватель.

Медиа проигрыватель.

Проектор.

Экран для проектора.

Шторы blackout для затемнения помещения.

Спутниковый/кабельный тюнер.

Игровые приставки.

2. ОБРАБОТКА СИГНАЛА

Процессор объемного звучания.

3. УСИЛИТЕЛИ

Усилители мощности.

План-схема техники для домашнего кинотеатра.

 

Какого разрешения проектор выбрать?

Если Вы располагаете скромным бюджетом и не хотите переплачивать за абсолютно детальное изображение, то оптимальным решением для Вас будет проектор разрешением 1280×720. Если же Вы хотите покачественнее изображение, то рекомендую брать проектор, разрешением 1920×1080. Получаемая при этом картинка наиболее четкая и детализированная.

Если же Вам нужно лишь повысить громкость телевизора, то оптимальным будет купить саундбар или звуковую панель. Места занимает мало, высокое качество звучания в сравнении с обычными телевизионными колонками и нет ограничений по контенту. Выбор тут огромен и все зависит от вашего кошелька, как и в случае с домашним кинотеатром.

Фото саундбара в интерьере.

 

Что касается меломанов, кому важно слушать красивую музыку с красивым звучанием, кто любит создавать музыкальный фон для встреч с друзьями/родственниками, или слушать музыку во время работы или при выполнении каких-то бытовых задач (уборка, зарядка и т. п.), то рекомендую особенно внимательно подойти к вопросу выбора акустических систем.

Из чего же состоит АС?

1. ИСТОЧНИКИ СИГНАЛА

CD проигрыватель.

Сетевой аудио проигрыватель.

Проигрыватель винила.

Компьютер.

2. ОБРАБОТКА СИГНАЛА

ЦАП и процессоры.

Предварительный усилитель.

3. УСИЛИТЕЛИ

Усилитель мощности.

Если Вы решили слушать качественный звук, 

то мне, как дизайнеру интерьера, важно об этом знать еще до планировочного решения интерьера Вашего дома. Потому как, в помещении, в котором должна звучать музыка, варианты отделки стен, пола и потолка оказывают существенное воздействие на качество воспроизводимого звука. Ведь, ни одна даже самая дорогая стерео система, не будет хорошо звучать в неправильном, с точки зрения акустических свойств, помещении.

Добиться результата можно следующими способами:

1. Когда напротив жесткой поверхности — мягкая.

2. Желательно не использовать в помещении натяжной потолок.

3. Если стены из гипсокартона, то желательно внутри проложить вторую стену, и внутри стены плотно прижать минватой.

4. Благоприятны в использовании мягкие напольные покрытия, ковры, мягкие стеновые покрытия.

5. Плотные шторы.

6. Мягкая и корпусная мебель.

7. Если есть второй уровень потолка, то лучше проложить минвату, Акустикблок, Тексаунд или Грин Глу— жидкую звукоизоляцию.

Акустикблок — это самая тонкая шумоизоляция потолка, толщина которой составляет всего лишь 3 миллиметра. И при такой толщине этот звуко изолятор уменьшает уровень звука на 25 дБ. Единственное условие монтажа — это установка деревянной обрешетки, на которую лучше крепить этот материал и очень важно не забыть про стыки и зазоры между полотнами рулонов, их также нужно обязательно заделывать строительным скотчем.

Шумоизоляция акустикблок.

 

Толщина мембраны у Тексаунда 3,7 мм. Материал имеет коэффициент звукоизоляции на 28 дБ. Подходят все виды строительных основ (гипсокартон, метал, пластик). Само покрытие клеится на клей, стыки звукоизоляционных мембран обязательно важно герметически присоединять с помощью клея или горячего воздуха.

Шумоизоляция тексаунд.

 

Грин Глу применяется в сочетании с другими звукоизоляционными материалами, например, с гиспокартоном. Уже один слой Грин Глу, установленный между гипсокартонными или гипсоволокнистыми листами и другими схожими по свойствам материалами, снизит уровень шума на 50%. Достаточно нанести полмиллиметра материала и склеить им два листа, чтобы получить дополнительную звукоизоляцию порядка 6 дБ.

Шумоизоляция грин глу.

 

Теперь же поговорим об эстетической стороне вопроса, о дизайне акустических систем. Для того, чтобы Вы поняли важность этого вопроса, приведу некую схему-эволюцию развития дизайна АС.

Здесь мы можем проследить рост развития дизайна акустических систем от 80-х до 10-х.
 

В наше время дизайну уделяют большое значение и это правильно. Сейчас дизайнерские АС выглядят, как арт-объекты. Интерьер никогда не будет современным, если в нем не будет современной техники, соответствующей дизайну всего интерьера. Если Вы хотите интерьер «в классике»,  эстетически недопустимы АС в стиле «хай-тек». Это нарушение и большая ошибка. Нужно это понимать, мы в своих проектах это учитываем. Конечно Вам самим будет непросто разобраться, какая из АС подходит к Вашему интерьеру, а какая нет. 

 

Мы в дизайн-проекте учитываем и закладываем определенный дизайн и модель акустических систем, которая стилистически не спорит с дизайном помещения в целом. В плане электрики все нюансы монтажа проводов будут также учтены.

 

 

— до проводки электрики согласуйте технику, которую планируете купить. Обсудите это с прорабом. Заложите всю проводку заранее. И помните, что много розеток не бывает!

— учитывайте тип стен (потолков) при монтаже акустических систем.

— учитывайте строительные требования техники — высоту, глубину, ширину. Должно быть достаточно места для размещения встраиваемых АС в потолок/стены.

— применяемые материалы для потолков и стен должны допускать монтаж и качественную работу.

— не встраивайте АС в ниши, если системой не предусмотрено это. Вы так лишитесь 50% звука.

— есть некоторые настенные и встраиваемые АС, которые можно вешать или располагать в стене. Уточняйте у консультантов при покупке.

— не располагайте АС на мебели, полках, тумбах и т.д. Это нарушает звучание колонок, даже самых хороших.

— учитывайте расстояние от стены до АС, оно должно быть не менее 50 см. Если есть возможность больше, отступите больше. Все это улучшит качество звучания.

— между АС и слушателем должен получаться равносторонний треугольник. Это считается идеальным расположением для звучания качественных колонок.

— если планировка комнаты не позволяет Вам расположить АС по всем правилам, не забывайте о навесных и подвесных системах звучания.

Подвесная система звучания.

 

— учитывайте характеристики техники размерам помещения. Если у Вас большое помещение, техника и параметры техники должны соответствовать.
— если все-таки Вы захотели хорошее звучание в комнате уже после ремонта, и многое уже из перечисленных выше пунктов не получается учесть, используйте рум-корректоры. Это электронные средства компенсации плохой акустики помещения. Они помогут Вам «наладить» хорошее звучание.

Приведу примеры некоторых дизайнерских акустических систем.

Акустическая система в стиле эко/этно.

 

 Акустическая система в скандинавском стиле/ а-ля 70-е.

 

 Акустическая система в стиле лофт.

 

Акустическая система в современном стиле.

 

Модели вне стиля:

Надеюсь, Вам наша статья показалась полезной. Мы же со своей стороны, приложим все усилия, чтобы наполнить Ваш дом интересными объектами интерьера и хорошим вкусом!

С уважением к Вам и Вашему времени,

дизайнер интерьера Пугачева Анна!

dom-3d.com

Акустика для домашнего кинотеатра

Акустика для домашнего кинотеатра – это словосочетание постоянно будоражит сознание и пытливый ум тысяч желающих погрузиться с головой в волшебный мир, созданный лучшими голливудскими киностудиями. Что лучше? Какой должна быть акустическая система для кинотеатра? Давайте попробуем прояснить ситуацию, насколько это возможно.

Так в чём же отличие акустических систем для домашнего кинотеатра от обычных, используемых в стерео системах? Да, по сути дела, ни в чём! Шокирующий ответ, не правда ли? Тем не менее, он верен почти всегда. Почти, потому что существуют некоторые исключения, которые мы, безусловно, затронем. Итак, начнем.

 

 


Изначально основной идеей домашнего кинотеатра было погружение зрителя в гущу событий. Конечно, этому способствует, в том числе, и реалистичное изображение большого формата, но главенствующая роль отведена звуку. Именно окружающие звуки заставляют нас чувствовать, что жизнь вокруг кипит: перед нами и позади нас, слева и справа, сверху и прямо под ногами. Звуки перемещаются в пространстве, формируя у нас пространственную картину всех происходящих вокруг событий. Отсюда родилась идея воплотить пространственное окружающее звучание в процесс просмотра фильмов, а для этого потребовалось «окружить» зрителя звуком со всех сторон. Так, пожалуй, и получился многоканальный звук. Из этого следует, что акустика для домашнего кинотеатра это не что иное, как комплект акустических систем, обеспечивающий окружающее звучание.

Комплекты акустических систем для домашнего кинотеатра в основном различаются по количеству входящих в них колонок. Колонки могут быть разнообразными: напольными и полочными, настенными и встраиваемыми в стены и потолок, также широко используются различные комбинации их между собой. Для получения качественного и полноценного звука не достаточно просто купить несколько колонок и расставить их по комнате, здесь необходима помощь специалиста. Акустические системы нужно умело подобрать, а для этого необходимо учесть очень много различных деталей. Баланс между размерами комнаты и размерами акустических систем, между характером звучания аппаратуры и колонок, между количеством акустических систем в системе и требованиями современных форматов многоканальной записи – всё это нужно учитывать и гармонично сочетать между собой.

 

Классическим комплектом считается пятиканальная система (5.1), состоящая, как не трудно догадаться, из пяти акустических систем. Фронтальная пара по бокам от экрана, акустика центрального канала под экран или телевизор, пара тыловых колонок, располагающихся позади зрителя, а также сабвуфер, обеспечивающий нам сочный бас. В принципе, такой набор колонок способен обеспечить достойное окружающее звучание, но прогресс не стоит на месте, и развитие продолжается ударными темпами. Спустя некоторое время, появились форматы, поддерживающие большее количество каналов в отличие от классических пяти, появились 6-ти, и даже, 7-ми канальные системы. В настоящее время, многие ресиверы способны озвучить даже 9 каналов звука.

Для удобства обозначения многоканальные комплекты акустики имеют понятное  цифровое обозначение, это же обозначение имеется и на ресиверах, и в названии большинства форматов записи, например: 5.1 или 6.1; 7.1; 7.2 и т.д. Первая цифра как раз и указывает на количество каналов воспроизведения, а что за цифра после точки? Цифра после точки указывает на количество сабвуферов, имеющихся в комплекте акустики. На корпусе ресивера эта цифра обозначает количество сабвуферов, которое к нему возможно подключить, если это потребуется. Сабвуфер – это специальная колонка, которая призвана воспроизводить самый глубокий бас и ничего кроме него. Если сделать промежуточный итог, то чем большее количество акустических систем можно подключить к ресиверу и чем больше каналов воспроизведения у Вас будет, тем большее количество современных форматов записи кинотеатрального звука вы сможете охватить, и тем медленнее будет моральное устаревание Вашей системы.

 

Что ж, теперь Вы знаете что такое многоканальные комплекты акустических систем для домашнего кинотеатра, и какие они бывают по составу. Самое время поговорить о том, как выбрать этот комплект. Самый простой способ- это купить готовый комплект, но, как правило, эти комплекты обладают весьма скромным звучанием и посредственным качеством сборки. Куда правильнее составить комплект из отдельных акустических систем. Безусловно, это будет дороже, но результат оправдает каждую вложенную в такую систему копейку.

Составляется комплект из тех же самых акустических систем, которые используются для стерео систем. Главным условием обеспечения полноценного, качественного и ровного «звукового поля», является применение в комплекте акустики от одного производителя и даже лучше одной серии (за исключением сабвуфера). В настоящее время выполнить это условие очень просто, так как практически все производители выпускают акустические системы сериями и в каждой из них, как правило, есть колонка центрального канала, фронтальная и тыловая пара.  Вам, по сути, остаётся лишь определиться с брендом и серией, которая Вам понравится по звучанию и устроит по бюджету.

 

 

 


Когда Вы определились с брендом и серией, возникает вопрос: «А какие колонки брать?». Выбор действительно велик: напольные, полочные, настенные и встраиваемые (я уже не говорю о конструктивных разновидностях). У каждой акустики имеются свои «плюсы» и «минусы». Встраиваемая акустика не бросается в глаза, настенная занимает минимум места и не претендует на «пол», напольная обладает мощным и динамичным звучанием, а полочная лучше подходит для небольших помещений. Вопросов много, ответов меньше, но есть утверждение, с которым спорить сложно.

 

Если все каналы усиления (пожалуй, за исключением центрального канала) состоят из одинаковых акустических систем, то звук будет тоже идентичный, а «звуковое поле» окружающего звучания будет очень равномерным и слитным. Истина кажется прописной, но на практике используется редко. Дело в том, что большинство владельцев домашних кинотеатров, используют его, в том числе, для прослушивания музыки, записанной в классическом двухканальном стерео формате. Воспроизводится музыка, в данном случае, через фронтальные акустические системы и поэтому большинство людей предпочитают вкладывать основную долю средств в приобретение наиболее качественной фронтальной пары колонок и слегка экономить на тылах, это вполне логично и правильно.

Помните, в начале статьи я упоминал о небольшом исключении? Так вот сейчас самое время вернуться к этому! Кроме обычных универсальных акустических систем есть ещё и специальные именно для кинотеатрального звука, и отличаются они наличием специального сертификата ТНХ.

ТНХ это набор требований к компонентам домашнего кинотеатра, выполнение которых гарантирует  безупречный кинотеатральный звук и изображение, соответствующие оригиналу.

Сертификат присваивается только при полном соответствии всех параметров компонента или акустической системы одному из уровней сертифицирования. Уровней всего несколько THX Select, THX Select2, THX Surround EX, THX Ultra, THX Ultra2. Идеальный результат по стандарту ТНХ гарантирован только в случае если все компоненты Вашего кинотеатра имеют соответствующий сертификат. Изначально ТНХ был разработан по заказу кинокомпании Lucasfilm, причиной столь необычного желания было отсутствие на рынке компонентов, способных качественно передать звук и изображение первых эпизодов «Звёздных войн». С тех самых пор сертификат ТНХ стал гарантией качества и достоверности звука в системах домашнего кинотеатра.

Вот, пожалуй, и весь небольшой «багаж» знаний об акустике для домашнего кинотеатра, который поможет слегка сориентироваться на начальном этапе. Для того чтобы не прогадать и не ошибиться с выбором акустики для домашнего кинотеатра, с которой Вам предстоит «жить» ближайшие несколько лет (или больше) проще всего посетить наш салон и позволить нам решить все Ваши задачи быстро и качественно. Мы подберем для Вас индивидуальный проект домашнего кинотеатра, с учетом размеров помещения и оговоренного бюджета. А в нашем каталоге Вы можете ознакомиться с типовыми решениями акустики для домашнего кинотеатра.

 

 

Комплекты акустики для домашнего кинотеатра

hifi-profi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *