Акустическая колонка – Дизайнерские колонки, виды, обзоры, только актуальная информация про все для домашних кинотеатров

Автор: | 26.12.2018

Содержание

АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛОНКИ

   Акустическая колонки (акустические системы) – последнее звено цепи аудиотракта, воспроизводящее музыку путём преобразования электрического сигнала в механические колебания динамических головок. Эти звуковые колебания воздуха и слышны нами. Существует несколько типов звукоизлучающих колонок:

   Пассивные акустические колонки – самый распространённый тип акустических систем состоящих из корпуса, установленных в него излучателей (динамиков) и разделительного фильтра через который динамики подключаются к усилителю. В отличии от активных колонок не имеют встроенного усилителя мощности поэтому подключаются либо к интегральному усилителю либо к усилителю мощности через акустический кабель 

   Активные акустические колонки – колонки имеющие встроенные усилители мощности, каждая колонка питается от сети через сетевой кабель. Для воспроизведения музыки подключаются напрямую к предварительному усилителю — нет необходимости покупать усилитель мощности.

   Рупорные акустические колонки – это акустические системы динамики которых излучают звук не напрямую, а через установленный в плотную к ним рупор. Подавляющее большинство рупорных акустических систем имеют высокую чувствительность, что делает их идеальными партнёрами для маломощных ламповых усилителей. Рупорные акустические системы имеют более высокую направленность излучения звука поэтому чуть более сложны в установке в комнате прослушивания, но при правильной установке создают более точную стереокартину.


   Электростатические акустические колонки
– обычно высокие широкие и тонкие акустические системы. Вместо традиционных динамиков в электростатических акустических системах применяется натянутая во всю высоту акустической системы тончайшая плёнка из токопроводящего материала или имеющего токопроводящее покрытие, помещённая между двумя проводниками. На плёнку подаётся электрический сигнал звуковой частоты, а на проводники её окружающие (обычно это мелкая сетка) подаётся небольшое напряжения от блока питания акустической системы который питается от сети (возможна обратная ситуация, звуковой сигнал подаётся на проводники, а на плёнку напряжение от блока питания). При взаимодействии постоянного электромагнитного поля проводников и переменного поля созданного плёнкой плёнка начинает колебаться со звуковой частотой и излучать звук. Достоинствами являются необычайная детальность и воздушность музыки, недостатками являются небольшая недостача низких частот, они кажутся немного легковесными, что можно исправить правильно подобрав акустику под помещение и осуществить правильную их расстановку. Одновременно достоинством и недостатком электростатических и планарных систем является их высокая (острая) направленность излучения звука, слушатель должен постоянно находиться строго по центру слушая музыку, в этом случае стереокартина будет очень чёткая (гораздо чётче, чем может воспроизвести любая другая акустика). Это связано с минимальными отражениями от стен, потолка и пола помещения, но стоит отклониться от центра и Вы ощутите существенные изменения, когда звук как бы «прилипает» к одной из колонок.


   Планарные акустические колонки – похожи на электростатические системы. Такие же высокие, широкие и тонкие — несколько сантиметров. Они не имеют традиционных динамиков и состоят из тонкой плёнки из токопроводящего материала или имеющего токопроводящее покрытие, но в отличии от электростатических акустических систем где плёнка колеблется в поле созданном проводниками питающимися от сети в планарной акустике плёнка колеблется в поле созданном постоянными магнитами, помещенными по обе её стороны (или с одной из них). Таким образом имея аналогичные звуковые характеристики с электростатической акустикой планарная не требует подключения к сети. Достоинствами являются необычайная детальность и воздушность музыки такая же как и у электростатических колонок, недостатками являются небольшая недостача низких частот, они кажутся немного легковесными, что можно исправить правильно подобрав акустику под помещение и осуществить правильную их расстановку. Одновременно достоинством и недостатком электростатических и планарных систем является их острая направленность излучения звука, слушатель должен постоянно находиться строго по центру слушая музыку, в этом случае стереокартина будет очень чёткая. Это связано с минимальными отражениями от стен, потолка и пола помещения.


   Напольные акустические колонки – акустические системы имеющие значительные габариты, позволяющие устанавливать их непосредственно на пол без обязательного применения каких-либо подставок. Наилучшего качества звучания достигают в более просторных помещениях, так как в небольших помещениях могут доминировать и гудеть низкие частоты и басы. Напольная акустика обычно более дорогая в сравнении с полочной внутри одной серии одного производителя, они более сложны в изготовлении и расчётах.


   Полочные акустические колонки имеют небольшие размеры, а именно — небольшую высоту корпуса, которая не позволяет устанавливать их непосредственно на пол. Для установки полочных акустических систем используются специальные стойки под акустику, только с ними можно добиться максимального качества звучания акустики. Большинство полочных акустических систем имеют не более 2-х динамиков.

   Акустическая система центрального канала – это горизонтально расположенная колонка, применяемая при создании домашних кинотеатров и размещаемая по центру непосредственно под экраном. Основное её назначение воспроизведение диалогов и общих музыкальных моментов 

   Фронтальная акустическая система – это классическая стереопара из двух колонок расположенная слева и справа от экрана, именно между ними размещена колонка центрально канала. Если Вы уже имеете стереосистему, но ещё только планируете создать домашний кинотеатр, то считайте что фронтальная акустика у вас уже есть.

   Тыловая акустическая система состоит из двух колонок, используемая при создании систем домашнего кинотеатра и располагаемая позади зрителей. Часто выполняется в виде настенной акустики и имеет небольшой размер.

   Низкочастотная колонка

(Сабвуфер) – специальная АС для воспроизведения только низких частот и басов. Используется в тех случаях, когда фронтальная акустика не может справиться с правильным воспроизведением звуковой дорожки фильма в низкочастотной области. Обычно имеет кубическую форму и один динамик большого диаметра. Обычно имеет встроенный усилитель и подключается через межблочный кабель. 


   Акустические колонки с фазоинвертором – это АС, имеющие в корпусе отверстие с трубой уходящей во внутрь колонки. Фазоинвертор предназначен для помощи акустике в воспроизведении низких частот, ниже тех которые способны полноценно воспроизвести динамики установленные в колонке. При проектировании акустической системы определяется частота на которую настраивается фазоинвертор при помощи выбора его диаметра и длины трубы. Диаметр и длина трубы фазоинвертора определяют объём воздуха в ней находящегося и частоту резонанса на которую настроен фазоинвертор. В момент когда динамик воспроизводит частоту на которую настроен фазоинвертор объём воздуха в трубе резонирует и усиливает воспроизведение этой частоты. Бывают как маленькими полочными так и огромными напольными. Труба фазоинвертора может выходить на лицевую панель, на заднюю или боковую панели. От направления выхода трубы фазоинвертора зависит расстановка акустики в комнате прослушивания. 


   Акустические колонки с пассивным излучателем – пассивный излучатель, как и фазоинвертор, акустический лабиринт и изобарическая акустика призван обеспечить глубокое полноценное воспроизведение низких частот акустическими системами небольших размеров. В корпусе этого вида акустики также имеется отверстие, но какая либо труба (подобная фазоинвертору или акустическому лабиринту) в нём отсутствует. Вместо этого в отверстие устанавливается пассивный излучатель (обычный динамик у которого полностью отсутствует магнитная система, он состоит только из диффузора, подвеса и рамы). Пассивный излучатель не подключают и электрический сигнал на него не передаётся. Обычно пассивный излучатель превосходит по размерам низкочастотный динамик, масса его подвижной системы определяет частоту резонанса системы. Пассивный излучатель приводится в движение колебаниями воздуха внутри акустической системы которые порождаются обратной стороной низкочастотных динамиков. Достоинствами пассивного излучателя являются глубокий бас вплоть до самых низких частот и отсутствие посторонних призвуков свойственных, например, неудачно выполненным фазоинверторным решениям. К недостаткам можно отнести некоторую гулкость и лёгкую затянутость самых низких частот в случае некачественного исполнения и расчёта пассивного излучателя. 

   Биполярные акустические колонки – это АС, воспроизводящие звук в двух направления (вперёд и назад). К биполярным акустическим системам относятся все электростатические и планарные системы, а также акустические системы с открытым типом акустического оформления. Так как биполярная акустика фактически не имеет корпуса, то динамики не испытывают какой-либо компрессии и паразитной нагрузки со стороны воздушного объёма который обычно находящегося позади них в классических корпусах. В связи с этим звучание дипольной акустики кажется воздушным детальным и непринуждённым.


   Акустические колонки с акустическим лабиринтом – по назначению и конструкции акустический лабиринт очень близок к фазоинвертору. Акустический лабиринт представляет собой трубу, уходящую внутрь корпуса и в отличии от простого фазоинвертора имеет множество изгибов (обычно имеет квадратное сечение). Назначение акустического лабиринта такое же как и у фазоинвертора, усиливать воспроизведение низких частот. Лабиринт является более совершенной версией фазоинвертора, он более сложен в расчётах, изготовлении и стоимости. За счёт большой длины трубы, изгибов и демпфирующего покрытия внутренних стенок в звуке практически отсутствую вредные призвуки слышимые в звуке некачественно выполненных фазоинверторов. 

   Акустические колонки открытого типа – это АС, в корпусе которых отсутствует задняя стенка. Обычно они имеют большие габариты, особенно это касается передней панели на которой крепятся динамики. В системах открытого типа полностью отсутствует какая-либо компрессия с тыловой стороны диффузора динамика так как корпус открыт, в следствии чего звучание подобных акустических систем кажется более открытым и воздушным (иногда немного напоминает звучание электростатических или планарных систем). Кроме полностью открытых систем бывают ещё и частично открытые (когда в одной колонке применяются несколько видов акустического оформления) в этом случае открытое оформление имеют только среднечастотные или высокочастотные, а низкочастотный динамик имеет другое оформление, например фазоинверторное или закрытое.


   Акустические колонки закрытого типа – это АС, корпус которых не имеет отверстий. Замкнутый объём воздуха внутри корпуса обладает некоторой упругостью, которая мешает свободному передвижению диффузоров динамиков, а следовательно и воспроизведению музыки. Для минимизации этого явления акустические системы закрытого типа в основном делают с большим внутренним объёмом и в основном они встречаются в напольном исполнении. К достоинствам закрытой акустики можно отнести полное отсутствие каких-либо призвуков и огрехов свойственных фазоинверторной акустике и акустическим лабиринтам, а так же более лёгкую установку, чем открытая и дипольная акустика. К недостаткам относится довольно большой размер колонок.

   Акустические колонки изобарического типа – ещё одна разновидность низкочастотного оформления, но в отличии от фазоинверторной акустики и акустического лабиринта, призванных усилить низкие частоты (в помощь динамикам) изобарическое оформление призвано обеспечить не только более мощные и глубокие басы в корпусе вдвое меньшего размера, но и правильное их воспроизведение. Конструктивно изобарическая акустика выглядит следующим образом: объём камеры позади низкочастотного динамика разделён на две части герметичной перегородкой к которую установлен ещё один низкочастотный динамик аналогичный первому так, что между двумя динамиками находится постоянный неизменный объём воздуха (получается как бы колонка внутри колонки). На оба динамика одновременно подаётся один и тот же сигнал. Работая одновременно в одном объёме динамики контролируют друг друга в результате чего общая погрешность снижается, а мощность и глубина басов увеличивается.


   Контрапертурные акустические системы – одна из редко используемых видов конструкций АС. Конрапертурная акустика не имеет направления излучения музыки, так как её динамики не направлены ни в одну из сторон, они направлены строго вверх или строго вниз по оси колонки. Классическое исполнение этой конструкции представляет собой два абсолютно идентичных динамика направленных навстречу друг другу попарно для каждой группы частот (высокочастотные, низкочастотные и т.д.). При воспроизведении музыки на каждую пару динамиков, направленных друг на друга подаётся одинаковый сигнал, при столкновении одинаковых звуковых волн они начинают распространяться в радиальном направлении во все стороны от колонки, заполняя комнату звуком. Прочие ненаправленные акустические системы используют упрощённый принцип действия когда динамики также расположены вверх и вниз по оси колонки (обычно низкочастотные направлены вниз, а средне и высокочастотные вверх), но не на такой же динамик, а на специальный рассеиватель шаровидной или конической формы при столкновении с которым звуковые волны также «разлетаются» во все стороны в радиальном направлении заполняя комнату звуком.


   Достоинствами являются эффект «растворения» акустической системы в помещении (такой же как и у других видов акустических систем, но достигаемый более простым путём), нет необходимости высчитывать угол разворота колонок к слушателю (так как они не направленные). Недостатками являются большое количество переотражений в неподготовленном помещении прослушивания, в следствии чего стереокартина кажется немного размытой.

   Форум по акустическим системам    Справочники радиодеталей

elwo.ru

Сравнение акустических колонок: делаем выбор

Обзор акустических колонок

Сравнение акустических колонок, проведенное нашими экспертами, это огромная работа, целью которой было ознакомить читателя с самыми популярными на сегодня динамиками. В статье приведены акустические колонки JBL и многие другие, а также их технические характеристики и общий взгляд на грамотный выбор.
Надеемся, что прочитав этот обзор, каждый сможет найти свою избранную модель.

Активные и пассивные колонки

Активный сабвуфер с усилителем

Прежде, чем перейти непосредственно к обзору, хотелось бы остановиться на активных и пассивных акустических колонках. Определив для себя, какой тип динамиков больше подходит, сделать выбор гораздо легче.
Сразу отметим, что многими активная акустика воспринимается, как чисто профессиональная техника, а пассивная напротив, рассматривается, как вариант любителя. Это не совсем верно.
Каждый из этих типов колонок имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим прежде пассивные колонки, недостатки которых и станут преимуществами активных колонок.
Итак:

  • Пассивные колонки потребуют от покупателя долго подбирать к ним определенные компоненты. В данном случае придется находить такие дополнительные элементы, которые бы помогали добиться наилучшего звучания.

Пассивный сабвуфер

Примечание. Одним из компонентов, который придется выбирать – это усилитель. Сделать же это непросто, так как производители усилителей не могут знать, под какую акустику они будут использоваться.
В большинстве случаев, из-за этого усилители выпускается либо в неком усредненном варианте, либо очень хорошими, но работающими лишь с несколькими моделями акустических колонок.

  • Проблема с усилителем для пассивных колонок является определяющим недостатком. В активных колонках такого минуса не наблюдается, ведь производитель уже знает параметры своей системы и встраивает усилитель под родной излучатель.
  • В пассивных колонках быстрее нагревается кроссовер, а в активных наоборот, работает без проблем и надежно фильтрует звуковой сигнал.
  • Пассивные колонки можно в любой момент подвергнуть модернизации, прикупив новенький усилитель или автомагнитолу. В случае с активными колонками сделать это практически невозможно, ведь это уже готовый вариант.

Сравнительный обзор акустических колонок

Колонки акустические jbl

Начнем наш сравнительный обзор. В нем будут участвовать несколько производителей, наиболее известных и популярных на протяжении всей истории развития акустики.
Они и сегодня в моде, как никогда, так как отличаются несомненным качеством.

Акустика JBL сила и мощь африканского барабана

История этой компании восходит еще к первой половине 20 века, когда только человек открывал для себя мир хорошего и мощного звука. Слово «Jembe» означает африканский барабан, и в сокращенном варианте – это JBL.
Сегодня этот производитель выпускает широкий ассортимент различной техники, начиная с автомобильной акустики и заканчивая док-станциями.

Акустические колонки открытого типа


Преимущества колонок JBL в следующем:

  • Они всегда совместимы практически с любой автомагнитолой(см.Сравнить автомагнитолы и выбрать лучшую).
  • Дизайн этих колонок выглядит стильно и соответствует интерьеру современных автомобилей.
  • Номинальная мощность колонок JBL равна 6 Вт.
  • Неплохое входное сопротивление – 5 кОм.
  • Идеальное отношение сигнала к шуму – 80дБ.
  • Частотный диапазон – от 80 до 2000 Гц.
  • Входная чувствительность – 250 мБ.
  • Максимальная мощность – 20 Вт.
  • Компактные размеры – 106х106х135 мм.

Среди других преимуществ выделяется всегда комплектация. Помимо самих колонок покупатель всегда найдет в упаковке из толстого картона руководство пользователя на 15 языках, гарантию, сетевой адаптер и две сменные разнотипные вилки.
Дизайну колонок JBL стоит уделить отдельное внимание. Каждая новая модель – это всегда необычное решение, богатые и разнообразные цвета и оттенки, насыщенный звук и многое другое.

Акустика Microlab

Microlab колонки и акустические системы

Разве есть на свете меломан, который бы не знал об акустических колонках Microlab?
Вряд ли. Продвинутые пользователи любят и уважают этого производителя, который с каждым годом пополняет линейку своего модельного ряда.
Что особенно приятно для любителей хорошего звука то, что компания Microlab всегда представляет модели разных размеров, как полочных, так и напольных.
Преимуществами данного производителя выступают:

  • Продукция всегда поставляется в толстых пенопластовых прослойках, которые надежно защищают высокочувствительные колонки от погодных невзгод и дорожных трясок.
  • Мануал пользователя на русском языке, два акустических кабеля хорошего качества и многое другое находится всегда в комплекте.
  • В большинстве случаев производителем выпускаются активные колонки в формате 2.0.
  • Наделены колонки регуляторами громкости, тембра НЧ и ВЧ (если колонка активная).
  • Примерный диапазон воспроизводимых частот – 40-20 000 Гц.
  • Номинальная мощность – 4 Вт.
  • Хорошее соотношение сигнал/шум – 75.
  • Размеры – 168х315х238 мм.

Акустика BIG

Начнем с того, что колонки этого производителя уж точно не станут дешевой покупкой.
Представим технические характеристики одной из моделей этого известного бренда:

  • Максимальная мощность – 60 Вт.
  • Поддержка звуковых выходов USB, AIRPlay, PlayDirect.
  • Встроенные низкочастотный 4-ех дюймовый динамик.
  • Два встроенных низкочастотных динамика.
  • Примерный частотный диапазон – 60-20 000 Гц.
  • Размеры – 260х260х122 мм.

Внешний вид всегда необычен, ведь форма и материалы, используемые в производстве колонок, не очень характерны для стандартного понимания.

Акустические колонки big

Например, колонки цилиндрической формы, закрытой тканью или выполненные в виде головы панды – визитная карточка компании BIG.

Акустические колонки 8 ом

Акустика BBK

Акустические колонки bbk

Качество колонок BBK можно назвать эталонным звучанием. Этот производитель более известен, как выпускатель чисто домашней продукции.
Домашние кинотеатры BBK и акустика всегда самая популярная и дорогая.
В последнее время бренд стал выпускать и колонки, специально предназначенные для автомагнитол. Они дают четкий и неискаженный звук и всегда в почете у меломанов.
Преимущества:

  • Всегда оригинальный дизайн.
  • В большинстве своем двухполосные колонки фронтального звучания.
  • Все динамики закрыты несъемными грилями с окантовкой под серебро.
  • Хорошая добротность фронтального канала.

Акустика Behringer

Акустические колонки behringer

Хорошие колонки, в основном активного типа:

  • Пиковая мощность доходит до 1000 Вт. Кроме того, имеются возможности подключения автомагнитолы, USB,мини-приемника и 2-ух канального микшера.
  • Примерный частотный диапазон – 45-20 000 Гц.
  • Возможность установки на стойку.

Акустика Radiotehnika

Акустические колонки radiotehnika

Наша отечественная акустика с хорошими показателями цены, качества и надежности. Цена в данном случае выступает как преимущество, ведь стоят эти колонки намного дешевле импортных.

Акустика Технис

Акустические колонки технис

Также неплохие колонки низкого ценового диапазона. Можно временно поставить в машину, пока не будет накоплена сумма на покупку высококлассных динамиков.
На этом сравнительный обзор колонок закончен. Инструкция о том, как их устанавливать своими руками всегда имеется в свободном доступе в сети Интернет.
Кроме того, рекомендуется посмотреть фото и видео – обзоры, как материалы, дающие практическое понимание. Цена на колонки, описанные выше, разная и все зависит от технических характеристик.

Григорий с детства обожал машины, а в подростковом возрасте, когда самостоятельно подключил автомагнитолу в отцовской девятке, понял, что машины будут его работой, хобби, призванием. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

avtozvuk-info.ru

типы акустического оформления колонок / Stereo.ru

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно — после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение — ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.

PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.

При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.

Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.

В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.

Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело — труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.

Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора — 24 дБ/окт.

В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный — 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще — достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.

Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.

Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.

Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.

Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай — стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.

Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.

Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.

Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.

Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие…

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы…

Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

stereo.ru

Устройство акустических колонок | Основы электроакустики

Итак, мы выяснили, что сами по себе акустические излучатели (громкоговорители) не способны обеспечить хорошее качество звучания в широком диапазоне частот — прежде всего в области низких частот. На первых порах роль акустического оформления играл ящик, или корпус, электроакустических устройств — например, проигрывате­лей, радиоприемников или магнитофонов. Однако такое акустическое оформление редко было удачным — помимо динамиков корпус был забит шасси устройства, многочис­ленными печатными платами, проводниками и т. д. Неред­ко они имели свои частоты резонанса, что вело ко всяким призвукам (например, дребезжанию) и снижению эффек­тивного объема ящика, ухудшающему воспроизведение нижних частот. К тому же акустическая вибрация элект­ронных компонентов ухудшала их работу и нередко (осо­бенно у проигрывателей грампластинок) вела к акустичес­кому самовозбуждению.

В современных электроакустических устройствах (кро­ме телевизоров и миниатюрных проигрывателей и прием­ников) используются отдельные акустические системы — колонки. Они поставляются вместе с магнитолами и музыкальными центрами или продаются отдельно. От качества звуковых колонок, прежде всего, зависит качество звучания вашей аппаратуры. Поэтому полезно знать осо­бенности колонок разного типа, особенно если вы имеете возможность приобрести их отдельно.

Роль звуковых колонок так же уникальна, как и микрофонов. Они являются конечным элементом элект­роакустического тракта и обеспечивают преобразование электрических сигналов вновь в звуковые волны. Вопреки эмоциональным возгласам о звучании усилителей, тюне­ров, проигрывателей всех мастей и т. д. на самом деле звучат лишь звуковые колонки да головные телефоны. Естественно, если подаваемый на них сигнал искажается другими устройствами, это сказывается на общей оценке качества звучания.

Но и этого мало — две (или несколько) звуковых колонок должны создавать звуковое поле, которое реаль­но создается множеством (подчас десятками) источников звука, реально расположенных в пространстве. А это, в отличие от приема звуков двумя микрофонами — «уша­ми», куда более сложная задача. К тому же излучатели колонок работают с сигналами высокого уровня (напря­жения — вольты и десятки вольт, токи — амперы и десятки ампер). Поэтому проблема обеспечения линейности зву­кового тракта стоит очень остро.

Никакой усилитель с множеством наворотов или CD-проигрыватель с его мощью цифровых преобразований не может дать мало-мальски качественное звуковоспроизведе­ние, если совместно с ними используются низкокачествен­ные звуковые колонки. Впрочем, чтобы получить действи­тельно натуральный звук, нужно применять качественные элементы во всем тракте звуковоспроизведения — как изве­стно, даже обычная цепочка рвется в том месте, где у нее слабое звено.

Акустическая, или звуковая, колонка представляет собой один или несколько излучателей звука (чаще всего динамиков), размещенных в общем корпусе — ящике. Основное назначение корпуса — устранение акустическо­го короткого замыкания для звуков в области низких частот, разделение в пространстве отдельных излучателей и устранение влияния их друг на друга, акустическое демпфирование излучателей и, наконец, придание колон­ке соответствующего эстетического вида.

audioakustika.ru

Выбираем акустические колонки

В наши дни колонки (акустические системы) являются неотъемлемой составляющей любого современного компьютера. С их помощью пользователи слушают музыку, смотрят фильмы, играют в игры. Согласитесь, одних наушников для этого недостаточно. Далее мы расскажем, как правильно выбрать акустические колонки для компьютера.

Правда, сразу стоит отметить один момент. Как правило, акустические колонки не предназначены для того, чтобы воспроизводить высококачественный звук. Поэтому любители музыки или киноманы, предпочитающие смотреть фильмы в HD-качестве, обычно выбирают приобретение хорошего музыкального центра или домашнего кинотеатра, имеющего мощную акустическую систему, вместо прослушивания любимых мелодий или просмотра фильмов с использованием компьютера. А цель нашей статьи — выбрать акустические колонки, подходящие для обычной ежедневной работы на ПК, при этом чтобы их цена не была слишком высокой, а качество — на уровне. Основными свойствами компьютерных аудиосистем являются: меньший размер, изолированное магнитное поле, совместимость со звуковой картой и ее разъемами.

Следует обратить внимание на то, к какому типу относятся колонки. Они бывают двух видов: активные и пассивные. В первом случае колонки обладают встроенным усилителем, во втором — нет. Единственным существенным преимуществом пассивной аудиосистемы является ее низкая стоимость. Однако качество звучания оставляет желать лучшего, поскольку встроенный усилитель звуковой карты обычно рассчитан лишь на использование наушников и не может гарантировать полноценного воспроизведения. Поэтому лучшим вариантом для любителей громкого и качественного звука будут колонки, имеющие встроенный усилитель.

Существуют различные варианты компоновки компьютерных аудиосистем. Самый простой из них — система 2.0, состоящая всего из двух колонок. В состав же систем 2.1, 4.1, 5.1 и 7.1, помимо колонок- сателлитов, отвечающих за средние и высокие частоты, входит еще и сабвуфер, задачей которого является воспроизведение низкочастотных звуков.
Акустические колонки системы 2.1 оптимально подходят для проигрывания качественной музыки с хорошими басами. В случае же использования ПК как домашнего кинотеатра, мы советуем обратить внимание на вариант 5.1. Однако следует учесть, что перед покупкой необходимо убедиться в том, что выбранная акустическая система поддерживается материнской платой и звуковой картой вашего компьютера, поскольку в этом случае звук передается по шести каналам. Иначе вы сможете только выбрать колонки, а вот подключить их — уже нет.
Если вы решили приобрести все-таки на 2-колоночную систему, придется столкнуться с проблемой выбора между ее размером и качественным звучанием. Учтите, что чем компактнее акустические колонки, тем хуже воспроизводятся низкие частоты. Покупая систему с сабвуфером, следует знать, что он и центральная колонка должны иметь лишь по одному динамику, а так называемые фронтальные и тыловые колонки всегда продаются только парами.
Следующий важный момент, на который нужно обратить внимание — это материал, из которого сделан корпус. Мы советуем воздержаться от покупки колонок из пластика. Несмотря на их дешевизну и, возможно, интересные дизайнерские решения, их акустические параметры близки к нулю. Оптимальным выбором будет система, корпус которой изготовлен из ДВП/ДСП, такие устройства звучат в разы лучше. Единственное, при покупке убедитесь в его герметичности: не должно быть никаких трещин или лишних отверстий, кроме одного — фазоинвертора. Он располагается возле динамика на передней панели и предназначен для воспроизведения низкочастотных звуков. Однако запомните, что если объем колонок — не более одного литра, необходимости в нем нет.

Также одними из важных параметров являются мощность, чувствительность и частота. Чувствительность отвечает за громкость звука (ее оптимальная величина — 85 дБ), а мощность — за механическую надежность акустической системы.

Еще аудиосистема должна иметь регулятор выходного сигнала (иначе — громкости), который должен располагаться на передней панели. При покупке колонок советуем проверить, при какой громкости звук начинает искажаться, достаточно ли вам ее для прослушивания. Большим преимуществом при выборе будет наличие регуляторов высоких и низких частот. Из дополнительных полезных «примочек» могут быть следующие: наличие выхода для наушников, пульт ДУ, стойка. Они необязательно должны входить в комплект, но если они присутствуют — это, несомненно, плюс.

Самым важным моментом является совместимость акустической системы с вашей звуковой картой. Ведь даже самой дорогой звуковой карте не под силу выдать достойное звучание на дешевых и некачественных колонках. И наоборот, вы не сможете оценить всю прелесть ваших великолепных колонок, если их подключить к простенькой встроенной звуковой карте.

fb.ru

Секреты качественных колонок — hi end акустика

 Колонки  это основное поле битв фирм  производителей  и наиболее широкая тема для обсуждений любителями музыки — потому что они вносят наибольший вклад  в качество звучания…

… и от них в первую очередь зависит — будет ли владелец системы ежедневно  наслаждаться  любимой музыкой, удивлять друзей ее масштабностью и естественностью,  или  использует  акустику в виде дорогого — но мало полезного аксессуара.

 Разные  колонки  не все жанры  музыки  отыгрывают одинаково хорошо. Одни  прекрасно  справляются  с  попсой,  роком  и RNВ, но напрочь отказываются от джаза и классики.  Другие великолепно воспроизводят  вокал — а Раммштайн  на них звучит отвратительно.

Всеядной акустики не существует — либо она всеядна, но стоит неприличных  с  позиции здравого ума денег…

Подбирать колонки  нужно особо тщательно – и желательно под музыкальные пристрастия будущего владельца, а их тип и марку увязывать с вполне конкретным усилителем, кабелями  и помещением.

В первую очередь нужно обращать внимание  на размер…

Зачем нужны большие колонки…

 (Среди  аудиофилов  бытует мнение – большие колонки создают большой и масштабный звук, а маленькие – маленький…)

Бас является основой любой музыки, если его нет — то и вся музыкальная композиция звучит плоско и не интересно.

 Если опустить из виду внешнюю отделку и форму корпуса, то прослеживается  тенденция: чем больше внутренний объем акустической системы  — тем лучше  бас… От физики  не уйдешь — низкие частоты имеют большую длину волны, и для их правильного воспроизведения  необходим большой объем.

(По аналогии с автомобилями, как бы мы не ухитрялись  в обычный городской седан нагрузить три тонны – ничего не получится,  для этого нужен  как минимум грузовик.)… 

Хотя относительное  качество низа можно получить и от небольших колонок…

Для этого в них  применяют  динамики с тяжелой подвижной системой  и большим ходом диффузора. Такие динамики  имеют  низкую чувствительность (КПД)  и  для их нормальной работы нужны мощные транзисторные усилители.

… Большие мощности – большие токи, как следствие большой нагрев и уход характеристик.

Низкие частоты в таких колонках  запаздывают по отношению к вокалу и отличаются  заметной на слух вязкостью. Получается эффект «разрыва звука».   Такой  же происходит  в комплектах  для домашнего кинотеатра с мощным сабвуфером и небольшими сателлитами. Вы практически всегда слышите, что сабвуфер играет как бы сам по себе – отдельно от остальных колонок…

А звук на любом материале, неважно музыка это или звуковой трек фильма должен  быть цельным – слитным.

Варианты компенсации малого объема колонок – лабиринты и фазоинверторы, влияют на звук не лучшим образом. При их применении — на низких частотах возникают заметные на слух горбы и провалы.

Системы — состоящие из колонок небольшого размера и мощных транзисторных усилителей хорошо отыгрывают поп музыку, современные  клубные стили,  классический рок — и весьма посредственно  джаз и классику.

Наиболее легкий и открытый звук  дают акустические системы «бесконечного объема»  — когда динамические головки встроены в стены, а их задний объем  ни чем не ограничен.  Или  колонки — представляющие из себя щиты большого размера с встроенными в них динамиками. По звучанию щиты очень похожи на акустику  бесконечного объема  и сильно выигрывают у «Ящичной» акустики.

К большому сожалению, в реальных  домах и квартирах  эти виды оформления применяются очень редко – а жаль… 

… При совместном  проектировании жилья и акустики в нем — оформление типа щит или бесконечный объем,  можно встроить в помещение  практически без ущерба для его дизайна. Только начинать это нужно как можно раньше, когда вокруг бетон — а не обои и навеска штор.

Что внутри колонок?

 Звук от внешнего  вида  колонок зависит очень мало — он зависит от качества динамических головок,  объема и жесткости корпуса, правильного расчета частот раздела и состыковки полос, точности элементов  фильтров.

Эта многополярная задача сложно выполнима для крупносерийного производства. Акустика моделируется и настраивается один раз — происходит это на этапе изготовления опытного образца.

В отличие от внешней отделки — на внутренностях  фирмы производители  как правило — экономят…

Катушки фильтров наматываются  тонким проводом — который вносит повышенное сопротивление

Для уменьшения затрат  меди при сохранении индуктивности катушек  — в них вставляют железные сердечники, которые плохо влияют на импульсные характеристики динамиков

Медь и особенно серебро, применяемое в катушках и конденсаторах фильтров – для экономии намешана в непонятных пропорциях с железом.

Резисторы  для фильтров применяются недорогие обычно металлокерамические – невысокой точности

Каждая динамическая головка, произведенная  в условиях крупносерийного производства,  по характеристикам  и звучанию хоть немного — но отличается друг от друга. 

Индивидуальную настройку колонок никто не производит.

Звучание серийной акустики  даже дорогой  можно заметно улучшить, подстроив фильтры – поменяв в них элементы на более точные и качественные.  Заменить штатную внутреннюю проводку на аудиофильские кабели.  Установить внутри корпусов для увеличения жесткости стенок  дополнительные распорки,  добавить  вибродемпфирующий материал…

Есть, где развернуться на постсоветском пространстве, с его немыслимыми запасами сверхчистой меди и серебра. Чем весьма успешно пользуются отечественные  энтузиасты, усовершенствуя фирменные колонки. Такой себе «кастом» или ручная работа по изготовлению уникальных экземпляров  не мотоциклов Харлей Девидсон — а звука.

(Кстати – многие уважаемые  в мире зарубежные производители проводов для аудио не редко закупают материалы на Урале или дальнем востоке в России, где медеплавильные комбинаты все еще придерживаются советских стандартов чистоты и качества).

Рупорные колонки

Эра рупорной акустики началась более 60 лет назад,  когда еще не существовало транзисторных усилителей. В то время разработчики уделяли максимум  внимания  качеству звучания, потому что покупатели выбирали колонки, опираясь исключительно на слух. Никаких отвлекающих факторов типа «видеоряда» фильмов и музыкальных клипов не существовало.

Лампы обеспечивали небольшие мощности и для получения нужного  звукового давления — рупоры были идеальным акустическим оформлением.

До сих пор шедевры рупорной мысли тех лет являются самыми лучшими источниками звука независимо от фирмы и года их производства. За ними охотятся аудиофилы всех стран — перепробовавшие  на себе по десятку разных комплектов аппаратуры.

Основной недостаток  рупоров — большие габариты, входящие в противоречие со здравым смыслом и размерами гостиной. Женская половина «встает на дыбы» и под страхом скандала  запрещает ставить в комнате «этот ужас». Эпитет касается только размеров — внешний вид рупорных колонок в большинстве случаев достаточно хорош.  Но вот размеры… два на два метра и метра  два — три в глубину… явно не вписываются ни в один нормальный дом.

Выходов из ситуации несколько:

Выделить для музыкальной комнаты с рупорной акустикой отдельное помещение — тем самым создав некую «мужскую зону» отдыха хозяина  и его друзей. Так  делают — если в доме есть деление на женскую и мужскую зоны: в мужскую обычно входит спортзал, винный погреб и биллиардная, в женскую – гостиная, спальня, кухня  и детские. Почему бы не добавить к ним музыкальную комнату? 

Как вариант — можно установить  рупора в биллиардную, сигарную комнату или библиотеку… подальше от женских глаз.

Если  подумать о рупорной акустике заранее  — можно спроектировать гостиную таким образом, что громоздкие рупоры вообще уйдут из поля зрения.  Спрятать их в потолок, пол или стены, сделав совершенно  незаметной частью интерьера.

Хороший выход – размещение рупоров  за звукопрозрачным  экраном домашнего кинотеатра.  Тут сразу «убивается два зайца».  Получаем домашний кинотеатр с самым лучшим звуком — который только возможен, плюс музыкальную комнату — в одном лице.  Как бонус — колонки скрыты за экраном и не видны.

Наиболее частый компромисс, на который идут производители серийных рупорных колонок: рупорная средне — высокочастотная часть водружается на низкочастотный ящик (бокс) с динамиком. При этом бокс бывает совершенно разной формы и размера. В этом случае габариты акустики оказываются  приемлемыми для любой гостиной.

Но это все же компромисс… хотя и очень хороший.

О звуке рупорных систем

Он обладает фантастической открытостью  и энергетикой — услышав которые,  про габариты и стоимость системы мгновенно забываешь. При включении рупорной акустики  ни один человек не останется равнодушным. Эффект присутствия  невидимого — но очень реалистичного оркестра или джаз банда будет гарантирован.

Рупорные системы хорошо работают только с ламповыми усилителями высокого качества и очень любят аналоговые пластинки и записи.  Джаз, вокал и классика это их конек.

Правильно спроектированные рупорные колонки  отыгрывают любой музыкальный материал, а установленные в домашних кинотеатрах — обеспечивают наиболее масштабный и реалистичный звук — независимо от жанра фильма.

Фирменные или авторские — какие колонки выбрать?

Здесь прямое сравнение с телефоном VERTU и его дешевой  подделкой не верно. Авторская акустика, построенная по чертежам и принципам фирменной, зачастую звучит не хуже оригинала, а выглядит даже лучше. А вот стоимость ее получается в несколько раз ниже.

Обычная акустическая система это ящик с динамиками  плюс фильтр. Собственно  в ней ничего другого и нет. Есть грамотный акустический расчет — качественные головки громкоговорителей и внешняя отделка. Если все сделано аккуратно и без ошибок — колонка звучит хорошо и ожидаемо.

 Лучшие рупорные системы в 90% случаев авторские — а не фирменные. Аудиофилов не обманешь — они полагаются на свои уши, а не на мнение продавцов и раскрученность бренда. И если лучшие системы в мире строятся на основе авторских разработок, а об этом буквально пестрит весь интернет —  это наверняка правда.

P.S. На Украине и в России есть мастерские — разрабатывающие и выпускающие эксклюзивную акустику.
Если это их основная деятельность, а не дополнительный заработок к бизнесу по выпуску пластмассовых тазиков, колонки у Вас будут отменные — которые будет приятно слушать самому и не стыдно показать гостям.
Денег Вы израсходуете заметно меньше чем на «фирму» и при этом получите ожидаемый результат.

Приглашаем Вас на наш новый сайт AOVOX.com, на нем все намного интереснее!

futuresound.info

Несколько советов по выбору акустических колонок

Рано или поздно, перед поклонниками музыки встает вопрос о выборе качественных колонок. Лучшим вариантом для выбора колонок, которые будут радовать ваш слух, могут стать специализированные интернет — магазины. Но столкнувшись с огромным выбором, любой заинтересованный покупатель поймет, что сначала нужно разобраться во всех их характеристиках, и лишь после этого делать соответствующую покупку. К тому же, перед выбором, нужно сначала определиться, для каких целей вам нужны колонки. Истинным меломанам также не стоит забывать о правильном выборе наушников, так как от него зависит качество звучания их любимых музыкальных композиций.

Колонки для компьютера.

Обычно для компьютера выбирают небольшие, компактные колонки, которые можно удобно разместить на компьютерном столе. Компьютерные колонки имеют соответствующие входы – выходы, а также изолированное магнитное поле.

Идеальное звучание.

При покупке колонок, следует учитывать звуковую карту компьютера. Если звуковая карта встроенная – смысла, покупать дорогие колонки, нет, так как добиться идеального звука все равно не получится. Компьютер — не является профессиональной звуковой системой. Но отдельная дорогая звуковая карта может решить проблему качества звучания.

Для непритязательных пользователей могут подойти обычные недорогие колонки. При этом стоит учитывать, что слишком маленькие колонки просто физически не способны воспроизводить качественный звук. Поэтому лучше выбирать колонки средних и больших размеров.

Если хочется смотреть фильмы и ощущать звук, такой как в кинозалах, то придется покупать систему, состоящую из сабвуфера и сателлитов. Сабвуфер, в такой системе, берет на себя воспроизведение низкочастотных звуков и представляет собой мощный динамик, расположенный в большой колонке. Сателлиты – это небольшие колонки для воспроизведения высоких и средних частот.

Такие акустические системы могут состоять как из двух колонок-сателлитов (обозначаются “2.1”), так и из 5 (обозначается “5.1”). Первое число означает количество колонок-сателлитов в системе, а второе – наличие сабвуфера.  Система 2.1 обеспечивает стереозвук. А акустическая система, состоящая из пяти сопровождающих колонок, улучшает качество звучания многократно. Потому, как она способна воспроизводить многоканальные дорожки к фильмам. Звуковое сопровождение игр также улучшается.

Если вы решили купить подобную систему, проследите за тем, чтобы сабвуфер и центральная колонка имели по одному динамику, а фронтальные и тыловые колонки были  парными.

Главными характеристиками колонок являются также: мощность, частота и чувствительность. Мощность не влияет на громкость звука, но от нее зависит надежность колонок. Громкость напрямую связана с чувствительностью колонок. Для компьютерных колонок нормальным значением чувствительности принято считать 85 дБ. Некоторые колонки оснащены регуляторами высоких и низких частот. Предпочтение следует отдавать именно таким моделям.

Корпус колонок.

Корпус колонок может быть пластиковый или же, изготовленный из ДСП и ДВП. Пластиковые колонки не обладают хорошими акустическими характеристиками. Поэтому, лучшим вариантом станут колонки из ДСП или ДВП.

Корпус должен быть герметичным, без каких-либо лишних отверстий. Исключением только является фазоинвертор. Он выглядит как отверстие, расположенное на передней панели колонки и служит для воспроизведения низких частот (басов).

Колонки для ноутбуков и планшетов.

Времена персональных компьютеров неумолимо заканчиваются, а на их место приходят более удобные и мобильные ноутбуки и планшеты. Естественно, небольшие размеры этих девайсов не позволяют поместить в них достойные динамики. Поэтому, слушать музыку или смотреть фильм на ноутбуке лучше при помощи внешних колонок.

Для ноутбука или планшета можно выбирать практически те же колонки, что и для настольного ПК. Но если хочется сохранить мобильность и не зависеть от электросети, то можно остановить свой выбор  на небольших, но качественных колонках, работающих от usb-входа. Минусом, при этом, является значительное сокращение продолжительности автономной работы девайса. Если же пользоваться ноутбуком в квартире, то лучше конечно выбирать акустическую систему 5.1, состоящую из сабвуфера и 2 тыловых и 2 фронтальных колонок. Такая система обеспечит прекрасное объемное звучание.

Динамики для автомагнитолы.

Выбирая динамики для автомагнитолы, следует учитывать несколько важных моментов:

  • Размеры динамиков. Их ширина и глубина установки.
  • Частота. Автомобилистам, предпочитающим слушать рэп или рок, следует выбирать динамики, воспроизводящие низкие частоты – примерно 20 Гц. Хотя частота в 60-70 Гц тоже издает довольно качественный и глубокий звук.
  • Мощность. Обычно у динамиков для автомагнитолы указывают среднюю и предельную выходную мощность.

Акустические системы для домашнего кинотеатра.

Главная составляющая домашнего кинотеатра — качественный объемный звук. Поэтому, акустика должна быть на высоком уровне.

Мощность, при выборе акустической системы для домашнего кинотеатра, стоит на первом месте. Если мощности недостаточно — это отразится на громкости звука. Усилитель — не должен  быть более мощным, чем колонки. Иначе, это может повлиять на работу динамиков.

Определяясь с мощностью, учитывайте размер комнаты, в которой будет располагаться акустическая система. К примеру, для комнаты, размером 17-18 м², подойдет система мощностью в 80 Вт.

Чувствительность акустической системы взаимосвязана с мощностью усилителя. Если чувствительность системы высокая – мощность усилителя не имеет большого значения, и наоборот.  Но важно помнить, что слишком мощный усилитель может навредить сверхчувствительной акустической системе. Высокой считается чувствительность — 94-102 дБ, низкой – 84-88 дБ.

Акустические системы можно разделить на: напольные, встраиваемые и сателлитные. Напольные системы подойдут только для больших помещений, так как занимают много места. А для маленьких комнат, лучшим выбором будут встраиваемые системы. В сателлитных системах, колонки располагаются, как правило, по углам помещения и помогают создать эффект присутствия.

Где купить.

Неплохой выбор колонок и акустических систем предлагают иностранные интернет-магазины: elektrotresen.de, tlektropoint24.de, bhphotovideo.com, amazon.com.

shoptips.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *