Тормозные колодки, виды, классификация
Тормозная колодка — важная деталь тормозной системы автомобиля, её главный компонент.
Принцип действия
Работа тормозных механизмов основана на принципе преобразования кинетической энергии движения машины в тепловую путем трения колодки о поверхность диска.
Фрикционная пара «диск-колодка» во время торможения нагревается, принимая на себя кинетическую энергию транспортного средства. Излишки тепла рассеиваются в атмосферу набегающим потоком воздуха.
Требования, предъявляемые к тормозным колодкам
1. Стабильность в работе независимо от дорожных условий и погоды.
2. Низкий уровень шума.
3. Повышенная устойчивость к коррозии.
4. Высокие показатели коэффициента трения независимо от скорости, давления в тормозном приводе и температуры тормозного диска.
5. Материалы колодок и диска должны сохранять свои показатели как при сильном нагреве, так и резком охлаждении, иметь высокие показатели теплопроводности. Фрикционный слой не должен при этом разрушаться, его износ должен быть равномерным при неравномерном нагреве.
6. Тепловой поток должен отводиться в направлении тормозного диска, чтобы уменьшить нагрев деталей суппорта и исключить перегрев тормозной жидкости. Для этого колодка снабжена специальным теплоизолирующим подслоем.
7. Клей, при помощи которого крепится накладка, должен обладать термической устойчивостью, соединение должно противостоять вибрации весь срок службы.
8. Все компоненты колодки — фрикционная накладка, клеевое соединение и пластина основы должны обладать близкими по значению коэффициентами теплового расширения.
Основа тормозной колодки — металлическая пластинка, на которой крепится заклепками или специальным клеем фрикционная накладка. Кроме того, на колодке предусмотрена установка датчика (сигнализатора) её износа.
С целью более равномерного распределения давления на фрикционный материал металлический каркас делают массивным.
С наружной стороны колодки от солидных производителей имеют противошумное и антикоррозионное покрытие.
На рабочей поверхности колодки делают дополнительные пропилы, которые улучшают отвод тепла и помогают удалять из зоны трения продукты износа. С этой же целью торцевые грани делают скошенными. Этот технологический прием обеспечивает более равномерный износ диска и колодки при различных нагрузках.
Конструкция колодки
Основной компонент тормозной колодки — фрикционный материал, сформованный на металлической пластине, при помощи которой осуществляется крепление в суппорте. Устройство суппорта обеспечивает сохранение зазора минимального размера по мере износа колодки. Это обеспечивает сохранение одинакового интервала времени от нажатия на педаль тормозного механизма до начала торможения.
При трении колодки происходит перенос фрикционного материала на диск. Удерживаясь какое-то время на диске, частицы фрикционного материала способствуют повышению коэффициента трения. Диск при этом меньше изнашивается.
Фрикционный материал колодок — это сложная композиция, содержащая от 20 до 50 и более компонентов.
В состав фрикционного слоя фрикционной колодки входят керамика, синтетические смолы и каучук, различные волокна органического и минерального происхождения, специальные наполнители и модификаторы. Фрикционные композиции имеют довольно сложный состав. Каждый производитель колодок имеет свои секреты их производства. При торможении колодки испытывают значительное давление, они подвергаются нагреву порой до 1000˚C. Они должны выдерживать такие экстремальные условия, не разрушаясь и не теряя фрикционных качеств.
Главные негативные факторы, определяющие ресурс тормозных колодок — перегрев, попадание воды, масел и агрессивных компонентов антифриза и тормозной жидкости. При снижении эффективности торможения, появлении скрипа и визга, когда накладка изношена и работает только основа, колодки следует незамедлительно заменить.
Сигнализатор износа тормозных колодок
На современных автомобилях устанавливаются сигнализаторы (датчики) износа фрикционного слоя колодок. Это упрощает контроль остаточной толщины фрикционного слоя в процессе эксплуатации машины.
На автомобилях прошлых лет выпуска традиционно использовались механические сигнализаторы (так называемые пищалки), на новых авто повсеместно устанавливают электронные сигнализаторы, которые, в свою очередь, бывают внешними и интегрированными.
Классификация колодок
По месту расположения различают колодки передние и задние. Передние принимают на себя основную нагрузку (до 70%), изнашиваются они в три раза быстрее задних.
По наличию сигнализатора износа колодки различают на оснащенные сигнализаторами и не оснащенные. Кроме того, сигнализаторы могут быть механические и электрические.
Определяющий признак, по которому классифицируют тормозные колодки, — материалы, вернее их композиции, из которых изготовлен фрикционный слой. В зависимости от материалов, из которых изготовлен фрикционный слой, различают четыре вида колодок.
Органические. В состав входят волокна резины, стекла, кевлара, различных углеродных соединений. Эти колодки характеризуются мягкой работой, они малошумные, но чувствительны к сильному нагреванию. Их сфера применения — автомобили, используемые для спокойной езды.
Один из недостатков — они создают большое количество пыли.
Низкометаллические. По составу они похожи на органические, но с добавлением меди или стали. Колодки этого вида — шумные, но зато хорошо переносят высокие температуры. Находят применение на спортивных (гоночных) автомобилях.
Полуметаллические. Содержат в составе фрикционного слоя до 60% металла (стали) в виде губки или проволоки. Смесь, кроме металла, содержит неорганические компоненты и специальный модификатор трения. Преимущество — хорошая теплоотдача, недостаток — колодки довольно быстро изнашиваются. Эти колодки долговечны, у них отличная теплоотдача, но изнашиваются они намного быстрее, шумят, и не могут устойчиво работать без предварительного прогрева.
Керамические. Фрикционный слой содержит керамические волокна и цветные металлы. Самые эффективные, но и самые дорогие. Характеризуются щадящим воздействием на диски, долгим сроком службы.
Ряд компаний — производителей тормозных колодок используют свою классификацию, которая позволяет оптимизировать состав фрикционного слоя под конкретные типы авто исходя из динамических характеристик, массы транспортного средства и ряда других факторов.
Например, ряд компаний предлагают 4 различных состава фрикционной смеси, «заточенных» под решение разных задач. Их характеристики сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Тип колодки |
Назначение |
Характеристики |
Предельно допустимая мгновенная температура, ˚C |
Величина коэффициента трения μ |
Street |
Повседневное применение в городских условиях |
Незначительный износ диска, минимальные шумы |
550 |
0.45-0.55 |
Sport |
Активная городская езда |
Допускается появление шумов |
650 |
0.48-0.58 |
Track |
Максимальные нагрузки на треке |
Пониженная эффективность торможения при температуре до 100˚C. Шумность и повышенный износ тормозного диска |
750 |
0.50-0.58 |
Racing |
Максимальные нагрузки на треке |
Пониженная эффективность торможения при температуре до 100˚C. Шумность и повышенный износ диска |
850 |
0.58-0.68 |
Не существует идеальных или универсальных колодок. Фрикционные материалы, используемые в настоящее время, обеспечивают компромисс между достоинствами и недостатками. Можно обеспечить лучшую теплоотдачу и лучшее торможение, но при этом колодка может оказаться шумной и чрезмерно пыльной. Можно выбрать более мягкий материал. Он будет работать практически бесшумно, но и изнашивается быстрее.
Маркировка
Колодки одного типа могут различаться жесткостью, при этом каждому уровню жесткости соответствует свой цвет, в который производитель окрашивает металлическую основу колодки. Большинство производителей придерживаются одного стандарта, соответственно которому колодки окрашивают в черный, зеленый, синий (голубой), красный и белый цвета. Возможны и вариации на тему цвета.
Черные колодки для повседневного применения, эффективны до 400˚C.
Зеленые — высокотемпературные колодки с увеличенным коэффициентом трения, с устойчивостью к перегреву до 650˚C.
Красные — для скоростных и гоночных автомобилей, выдерживают нагрев до 750˚C. Разработаны для режима движения с часто повторяющимися торможениями на высокой скорости.
Желтые колодки — для тяжелых условий эксплуатации и гонок. Допускают перегрев до 900˚C.
Голубые колодки имеют повышенный коэффициент трения. Они предназначены для агрессивного уличного вождения и кольцевых гонок. Выдерживают перегрев до 900˚C.
В последние годы применяется оранжевый цвет для обозначения колодок только для трековых гонок с супер выносливым фрикционным составом, допускающим перегрев до 950˚C.
Главный показатель, характеризующий потенциал и агрессивность тормозной системы — коэффициент трения колодок. Его принять обозначать греческой буквой µ.
Коэффициент трения µ — величина не постоянная. Он зависит от температуры в зоне трения, влажности, степени износа колодки и других факторов.
Характеристики колодок для повседневного применения устанавливает стандарт SAE J886. Характеристика обозначается на колодке в виде буквенного кода, где первая буква означает µ при температурах до 94˚C, вторая – до 316˚C. Код наносится на тыльной стороне колодки после ее номера по каталогу производителя. Если первая буква кода ближе к началу алфавита, чем вторая, колодка хорошо работает в разогретом состоянии, т. е. ей требуется предварительный прогрев до рабочей температуры. Колодки для повседневного применения должны стабильно работать в холодном и разогретом состоянии. Код должен должен состоять из одинаковых букв, например FF или GG.
В таблице 2 сведены данные маркировки колодок с различными значениями коэффициента трения.
Таблица 2
Значение коэффициента трения µ |
Маркировка |
До 0.15 |
C |
0.15 — 0.25 |
D |
0.25 — 0.35 |
E |
0.35 — 0.45 |
F |
0.45 — 0.55 |
G |
Свыше 0.55 |
H |
Не нормируется |
Z |
Стандартная маркировка тормозной колодки содержит следующую информацию:
— логотип производителя;
— каталожный номер изделия;
— международный номер по классификации WVA;
— номер производственной партии;
— соответствие сертификату EC с указанием номера одобрения ECE-R90.
Что такое классификация WVA?
Это попытка систематизировать применимость ряда деталей тормозной, других систем, где находят применение фрикционные материалы. Теоретически, все производители обязаны вносить в единую базу необходимых данные с присвоением уникального номера. Упор делается на геометрические параметры и оснащение (наличие сигнализаторов износа и т. п.). То есть, код присваивается не комплекту, а конкретной колодке. На практике классификация по системе WVA получила ограниченное применение, так как не все производители присоединились к системе, да и свободного доступа к базе WVA пока нет.
Что такое стандарт ECE R90?
Этот стандарт вступил в силу в сентябре 1999. Требование документа — все тормозные колодки, произведенные для рынка ЕС, обязательно должны пройти процедуру сертификации по стандарту R90.
Наличие маркировки, которая наносится на тыльной стороне колодки и упаковке, обозначает, что продукт по своим качествам соответствует оригинальным деталям, либо же превосходит их характеристики.
Перед знаком соответствия ECE R90 (90R или R-90) указывается код страны, где проводилась сертификация.
На практике обнаруживается определенный разнобой в маркировке тормозных колодок. Особенно это касается дешевых изделий, производимых для рынков стран «третьего мира». Их параметры и эксплуатационные характеристики должны соответствовать нормам страны, для которой они производятся, что находит отражение в маркировке.
autozapas.com
Тормозные колодки: конструкция, свойства, эксплуатация
Исправная тормозная система автомобиля — это гарантия безопасности водителя и пассажиров на дороге. С этим трудно не согласиться. Безусловно, исправность каждой детали тормозной системы имеет огромное значение. Но, пожалуй, одним из важнейших элементов тормозной системы являются тормозные колодки. Ведь именно от состояния тормозных колодок во многом зависит эффективность торможения. В процессе торможения колодки плотно прижимаются к тормозным дискам или барабанам, соединенным с колесами авто. Под воздействием силы трения скорость вращения дисков или барабанов, и соответственно колес, снижается.
Для начала, давайте разберемся, что собой представляют тормозные колодки, и какие эксплуатационные свойства колодок имеют наибольшее значение.
Тормозная колодка состоит из металлической пластины (основы) и накладки. Основу, как правило, изготавливают из стали. В качестве накладки используют фрикционный материал, то есть материал с высоким коэффициентом трения. Основные эксплуатационные характеристики тормозных колодок определяются свойствами фрикционного материала накладки. Разумеется, чем данные характеристики выше, тем качество колодки лучше.
Основой фрикционного материала является армирующий компонент, от которого зависит стабильность свойств, а также прочность тормозных колодок. Раньше в качестве армирующего компонента использовали асбест. Он способен обеспечить стабильные характеристики фрикционного материала, но представляет опасность для здоровья человека. Поэтому современные тормозные колодки не содержат асбест. А в качестве армирующего компонента фрикционных материалов используют стальные волокна, медную, латунную стружку, армирующие нити из кевлара, полимерные соединения, органические волокна и т.д. Отличными эксплуатационными свойствами обладают фрикционные материалы, в состав которых входит керамика. Тормозные колодки с накладками из таких материалов называют керамическими.
Кроме армирующего компонента, в состав фрикционного материала тормозных колодок также могут входить специальные наполнители, различные модификаторы, смолы и другие составляющие. Но чаще всего производители держат в секрете состав материала, из которого они изготавливают накладки для тормозных колодок.
Одной из главных характеристик тормозной колодки является коэффициент трения и его стабильность при различных температурных режимах. Для изготовления неоригинальных тормозных колодок, предназначенных для условий обычного дорожного движения, используют накладки из фрикционного материала с коэффициентом трения 0,25 – 0,35. Коэффициент трения оригинальных колодок находится в диапазоне от 0,35 до 0,5. Применение колодок с довольно низкими коэффициентами трения, как правило, продлевает тормозной путь, соответственно снижая уровень безопасности. При интенсивном торможении коэффициент трения колодок может снижаться вследствие повышения рабочей температуры, поэтому для восстановления нормальных показателей колодке необходимо остыть. Но не стоит думать, что слишком высокие фрикционные свойства будут гарантировать высокую эффективность торможения. В таком случае сильное давление на педаль тормоза может быстро привести к блокировке колес, и автомобиль станет неуправляемым.
При эксплуатации тормозные колодки могут нагреваться до очень высоких температур. Поэтому еще одним важным свойством колодок является термостойкость. Обычно на машины, используемые для передвижения (включая быструю езду) по городским дорогам, устанавливают тормозные колодки, способные выдержать рабочие температуры до 300 °C – 350 °C. Спортивные тормозные колодки, предназначенные для гоночных авто, способны работать при диапазоне рабочих температур до 800 °C – 900 °C. Но для ежедневной эксплуатации в городских условиях такие колодки не подходят, так как не успевают прогреться (их прогрев наступает при 100 °C – 200 °C) и торможение будет неэффективным. Именно поэтому устанавливать спортивные тормозные колодки на обычные машины не имеет смысла.
Высокие рабочие температуры тормозных колодок могут привести к нагреву других элементов тормозной системы, включая тормозную жидкость. Известно, что закипание тормозной жидкости существенно снижает эффективность работы тормозов, и даже приводит к полному их отказу. Для предотвращения такой ситуации между металлической пластиной и фрикционной накладкой в тормозной колодке часто устанавливается специальная прослойка. По сути, она играет роль некоего теплового барьера между нагретой поверхностью колодки и другими элементами тормозной системы, в частности тормозного суппорта и жидкости.
Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод, что качественные тормозные колодки должны изготавливаться из экологически чистых материалов и обладать:
- стабильным коэффициентом трения при перепадах температуры и изменении скорости вращения тормозного диска;
- стойкостью к высоким температурам;
- высокой прочностью и износостойкостью;
- способностью поглощать тепло нагретой поверхности фрикционного материала;
- отличной демпфирующей способностью и способностью предотвращать шум для обеспечения комфортного торможения.
Для тормозов дискового и барабанного типа используют соответственно дисковые и барабанные тормозные колодки. Дисковые колодки имеют более стабильные характеристики, чем колодки барабанного типа.
Со временем тормозные колодки изнашиваются и подлежат замене. Об износе тормозных колодок может свидетельствовать чрезмерный шум (скрип, писк) при торможении, слишком слабые или наоборот очень резкие тормоза, а также пыль на дисках с примесью металлической стружки. Чтобы предупредить водителя об износе колодок и необходимости их замены, на них устанавливаются специальные датчики износа. Они бывают механические и электронные. При использовании механического датчика изношенная колодка будет издавать резкий и очень неприятный скрип. Во втором случае водитель узнает об износе тормозной колодки благодаря подсвеченному индикатору на панели приборов.
Разумеется, что для каждого авто имеются свои рекомендации по срокам замены тормозных колодок. В среднем ресурс колодок составляет от 8 до 12 тыс. км пробега. Но скорость износа данного элемента тормозной системы зависит от различных факторов, например от качества колодок, стиля вождения, условий эксплуатации и т.д. Интересен тот факт, что передние тормозные колодки всегда подвержены большему износу, чем задние. Связано это с тем, что именно передние колодки испытывают основную нагрузку. Задние тормозные колодки, как правило, служат примерно в три раза дольше.
Не забывайте, что заменять тормозные колодки необходимо сразу на обоих передних или задних колесах. В противном случае, изношенная колодка с одной стороны и новая с другой будут тормозить колеса с разной эффективностью. А это неизбежно приведет к потере управляемости авто.
После замены новые тормозные колодки должны «притереться». В период притирки, примерно первых 300 км (но для каждого авто разные показатели), эффективность торможения может быть снижена, а сами колодки могут скрипеть. Поэтому водителю нужно быть предельно осторожным при торможении.
Купить тормозные колодки сегодня не составит труда. Найти их можно в любом магазине автозапчастей, включая интернет-магазины. Выбирая тормозные колодки для вашего авто, следуйте рекомендациям производителя, указанным в технической документации. Учтите, разные колодки предназначены для разных нагрузок. Поэтому перед покупкой лучше лишний раз убедиться, что колодки действительно подойдут для вашей машины. Помните, только качественные и правильно подобранные тормозные колодки обеспечат эффективное торможение и минимальный тормозной путь при любых климатических условиях. Более того, они позволят сохранить отличное состояние тормозных дисков и барабанов на протяжении длительного срока эксплуатации. Использование колодок низкого качества наоборот ускорит износ других элементов тормозной системы.
Обратите внимание, что на новых высококачественных тормозных колодках обязательно присутствует маркировка, соответствующая европейскому (ECE R90) или американскому (SAE) стандарту качества. Более того, поверхность новых колодок должна быть ровной, без повреждений и сколов. Фрикционные накладки не должны содержать глубоких трещин и отделяться от стальных пластин.
На современном рынке автозапчастей представлен широкий ассортимент тормозных колодок различных торговых марок. Купить тормозные колодки от ведущих производителей можно и в Хмельницком. В настоящее время на полках магазинов автозапчастей можно найти как оригинальные тормозные колодки, так и более дешевые аналоги. Как правило, часть колодок ОЕ качества, отвечающие всем требованиям производителей автомобилей, попадает в свободную продажу, но покупка оригиналов потребует больших финансовых затрат. Тормозные колодки, изначально предназначенные для вторичного рынка автозапчастей, стоят на 30 – 70 % дешевле оригиналов, и часто не уступают им по качеству. В продаже также можно встретить бюджетные тормозные колодки низкого качества по невысоким ценам.
kolodka.kz
мужчины, объясните мне для чего нужны тормозные колодки? Заранее спасибо!
Если не доходит по смыслу, то попробуйте — маслом их смажьте, может ясно станет
Тебе они, судя по вопросу, не к чему, тормоза придумали — трусы, тебе и без них, будет хорошо !
мда…. чисто логически подумай. даже я знаю)
А Вам то зачем? Если Вы такие вопросы задаете! А с маслом это круто и жестко: -))
Это основной элемент тормозов машины. Бывают дисковые и барабанные
да так, в принципе не зачем
Да что бы набойки на туфлях не стачивались
тормозные колодки прижимаются при помощи гидравлического усилия, которое возникает при нажатии на педаль тормоза, к тормозному диску или тормозному барабану (от этого и определения дисковые или барабанные тормоза) и таким образом автомобиль останавливается
Что бы их менять
Да не парься ты эт очередная не нужная заморочка в автомобиле! ! :))
Основное предназначение тормозных колодок – замедлить движение автомобиля по желанию водителя. Именно это качество тормозных колодок является одним из решающих факторов, влияющих на надежность тормозной системы и безопасность всего автомобиля в целом.
touch.otvet.mail.ru
Как правильно выбрать и когда менять тормозные колодки
Тормозные колодки, рано или поздно, после определенного периода эксплуатации придется менять каждому автомобилисту. В основном осуществляется плановая замена тормозных колодок, но бывают случаи, когда это нужно сделать вынужденно быстро. Качественные и не изношенные тормозные колодки напрямую влияют на безопасность вашего авто, поэтому не лишней будет информация о них. До недавнего времени в дисковых и барабанных тормозных системах использовались фрикционные материалы двух типов — полуметаллические и асбестовые. Производителями изредка предлагались комплектующие, сильно отличающиеся в ценовом и техническом аспектах.В современных колодках асбест практически не используется. Этот материал опасен для здоровья и не совсем отвечает повышенным стандартам безопасности современных автомобилей, именно по причине вредности асбестовой пыли. Производителями комплектующих для автомобилей используются совсем иные материалы, и нынче доступно огромное количество комплектующих для тормозных систем под различными торговыми марками.
Конструктивные особенности тормозной системы.
Фрикционный материал, из которого состоит тормозная колодка, сформован на металлической пластине, которая закреплена на суппорте. Нынешние тормозные суппорты устроены таким образом, что по мере того как стирается фрикционный слой, колодки автоматом поджимаются к тормозному диску. Это дает возможность обеспечить одинаковый промежуток времени от момента нажатия на педаль тормоза до начала эффективного торможения.
Во время трения частички фрикционного материала с колодки оседают, и некоторое время могут удерживаться на рабочей поверхности тормозного диска – это обеспечивает лучший коэффициент трения, а диск не так быстро стирается. Как колодки, так и диски должны быть стойкими к сильному нагреву, резким перепадам температуры, и иметь хорошую теплопроводность. Несмотря на неравномерный нагрев фрикционная накладка не должна сильно крошиться, а ее износ должен быть более-менее равномерным.
Достичь идеала сложно, поэтому современные фрикционные материалы, как правило, сочетают в себе компромиссные качества, имеют как преимущества, так и недостатки. При лучшем теплообмене наблюдается лучшее торможение, но колодка при этом колодка будет более шумной в работе и может чрезмерно запыляться, что приведет к сбоям в работе. При другом варианте — бесшумный и более мягкий фрикционный материал, но при этом изнашивается он гораздо быстрее.
Фрикционная смесь может состоять из более чем 20-ти различных компонентов. Оксиды металлов, входящие в состав, призваны повысить коэффициент трения, а графит способен предотвращает т.н. «схватывание», или прилипание, колодки к диску. В качестве скрепляющего компонента теперь используются современные заменители асбеста. Все компоненты фрикционной смеси, смешанные в определенной пропорции в зависимости от нужных характеристик, скреплены специальными связующими смолами, и спрессованы при высоких температурах. Имеет важное значение также состав клея, с помощью которого фрикционная накладка прикрепляется к пластине. Клей должен быть устойчивым к повышенной температуре, он должен выдерживать высокие вибрации на протяжении всего расчетного срока службы колодки. Нужно также учитывать, что и накладка, и клей, и металлическая пластина должны иметь сопоставимые коэффициенты термического расширения.
Типы тормозных колодок
Сейчас на рынке представлены четыре основных типа тормозных колодок для грузовых и легковых автомобилей:
1. Полуметаллические тормозные колодки
Они содержат 30-65 процентов металлической составляющей, обычно, включает в себя порошок железа, меди или графита смешанный с неорганическими соединениями, а также модификаторов трения, что скрепляют все эти ингредиенты вместе. Полуметаллические колодки более долговечны и имеют высокую теплоотдачу, но изнашиваются намного быстрее, шумные, и не приспособлены для оптимальной работы при низких температурах.
2. Nonasbestos (органические или НАО).
Этот тип сделан из волокон, в состав которых входят такие материалы, как стекло, резина, углерод, кевлар и высокотемпературная смола. Органические колодки мягче и менее шумные, быстро изнашиваются и относительные пыльные.
3. Низкометаллические НАО.
Они сделаны по такой же формуле, что и органические НАО с добавлением 10-30 процентов меди или стали, для улучшения теплообмена и обеспечения лучшего торможения. Наличие металлической составляющей определяет большее количество тормозной пыли, колодки могут быть более шумными в эксплуатации.
4. Керамические тормозные колодки
Такие колонки считаются самыми прогрессивными. Они состоят из керамических волокон, наполнителя из цветных металлов, связующих и, небольшого количества металла. Они легче и дороже, чем другие типы тормозных колодок. Керамические колодки более износостойкие, поскольку конкретно абразивная пыль, а не собственно колодка, является основной причиной износа дисков. Кроме этого, керамические колодки работают значительно тише, чем классические.
Когда необходимо менять тормозные колодки?
Если тормоза вашего автомобиля начинают визжать, уходит с курса во время торможения, возникает вибрация педали тормоза – то это ключевые признаки скорой необходимости замены колодок и/или дисков.
Визг тормозов является первым признаком чрезмерного износа рабочей поверхности тормозной колодки. Причиной такого звука является мягкий металл, который стирается о тормозной ротор, что предупреждает водителя о том, что уже необходима замена. Другие симптомы, сигнализирующие о необходимости замены: автомобиль начинает тянуть в одну сторону при торможении, вибрация тормозов, более мягкий нажим на педаль тормоза. Скрежет или визг тормозов означает, что заменить тормозные колодки необходимо сделать как можно быстрее, поскольку это может привести к повреждению тормозных дисков.
Для удобства автолюбителей инструкция по эксплуатации автомобиля содержит данные о контрольной толщине фрикционного слоя тормозных колодок. Для большинства автомобилей минимальное она составляет 2 мм без основания (6-7 мм с основанием).
У большинства тормозных колодок имеются механические или электрические индикаторы износа, которые наглядно сигнализируют водителю о необходимости их замены.
Но можно проверить износ и самостоятельно. На рисунке выше показано, как можно оценить износ можно через «окно» суппорта. Знающие специалисты способны оценить степень износа и на глаз. Но чтобы избежать ошибок, лучше использовать штангенциркуль. Он поможет измерить и толщину тормозного диска, на котором часто указано минимально допустимое значение толщины (обычно это 10 мм).
Конечно, правильнее всего снимать колесо, что обеспечит доступ к тормозным дискам и колодкам с хорошим обзором. Но на это если не достаточно времени или нужно быстро оценить износ, например при покупке подержанного автомобиля — можно «утопить» штангенциркуль подобным образом:
Даже если только одна колодка износилась и достигнуто контрольное значение износа, обязательно нужно менять все колодки на одной оси, передней или задней.
Если устанавливаются колодки из разных партий изготовления или от разных производителей, или заменяются одновременно не все на одной оси, то при торможении автомобиль будет уводить в сторону из-за различных фрикционных свойств колодок.
С заменой колодок лучше не затягивать – незапланированное ТО это не так страшно,гораздо важнее безопасность. Нужно только приобрести подходящий комплект и сделать замену.
Вопрос покупки правильных колодок, подходящих для вашего автомобиля — не простой, и даже опытные специалисты иногда в этом путаются.
Как правильно выбрать тормозные колодки?
Разнообразие торговых марок и большая конкуренция приводят способствуют постоянному снижению цен на тормозные колодки. Для каждой марки автомобиля существует более 20 брендов тормозных колодок. Наличие такого большого выбора внешне абсолютно одинаковых деталей может озадачить любого автолюбителя. Золотое правило: дешевое хорошим не бывает, и его нужно учитывать в первую очередь при выборе колодок.
Все тормозные колодки по направлению движения на рынке разделяют на три категории, достаточно условно, но все же:
1 категория – поставляются на конвейер (О. Е. )
2 категория – поставляются на рынок автозапчастей (Aftermarket)
3 категория – поставляются на экспорт в развивающиеся страны.
Тормозные колодки, которые целенаправленно поставляются на конвейеры автосборочных заводов (О. Е.), изначально изготавливаются по требованиям автопроизводителя.
Часть партий таких колодок, которая попадает в свободную продажу, изготовлена с соответствующим качеством. Эти колодки могут быть упакованы как в фирменную тару автомобильного бренда или в тару компании-производителя тормозных колодок. Продавец представит вам их как ОРИГИНАЛ, и цена будет гораздо выше.
Колодки, изначально произведенные как запасные части (Aftermarket) будут немного дешевле – порядка 30-70% от стоимости самого оригинала. Но, для снижения затрат на производство в них могут быть внесены небольшие изменения в состав смеси, что, конечно позволяет снизить цену, но в ущерб качеству. Кроме того, у одного производителя может быть несколько производственных площадок, которые занимают разное положение во внутренней иерархии и на рынке. Например, торговые марки PAGID и Textar принадлежат к одному концерну. Первая марка колодок изготовлена в премиум-качестве (поставляется PAGID на конвейер для моделей AUDI Q7, TT, Porsche Cayenne, VW Golf R32 и др.), а марка Textar ориентирована на рынок запчастей, но по информации производителя качество тоже премиум.
Самыми недорогими являются колодки, сделанные на экспорт в страны третьего мира. Они изначально разработаны и изготовлены по условиям и нормативам, действующим на рынках стран, где они будут продаваться. Цена таких колодок обычно составляет 20-30% от стоимости 1-й категории, и обусловливается применением простых смесей при изготовлении.
Общую информация получена, приступаем к выбору.
Сначала обратим внимание на рабочую температуру тормозных колодок и коэффициент трения.Эта информация доступна на сайте производителя, или в инструкции деталей.
Условия эксплуатации автомобиля (городские условия, спортивное вождение, на невысоких скоростях) определяют необходимую рабочую температуру тормозных колодок.
Для неспешной езды в городских условиях и даже более быстрой вполне достаточно колодок с рабочей температурой до +300-350 по цельсию. Спортивные колодки без проблем работают при температурах в +800-900 0 С, но нормально эксплуатироваться они будут после нагрева выше +100-200 0 С. Это означает, что в городских условиях они практически бесполезны. На семейный автомобиль устанавливать спортивные тормозные колодки все равно, что выкидывать деньги на ветер. Их коэффициент трения превышает 0,5 единицы при высоких температурах, а при рабочих 150 0 С он едва доходит до 0,2. У стандартных колодок коэффициент трения — в диапазоне 0,3-0,5 единиц (в зависимости от производителя и колодки ). 0,25-0,35 – у обычных колодок Aftermarket, 0,35-0,5 – у премиум-колодок О. Е. Чем выше цифра – тем лучше торможение. При перегреве все наоборот, этот коэффициент снижается, и колодке необходимо остыть, чтобы восстановить свою форму.
Итак, мы уже поняли, что перемещаясь по пробкам в городе, нам нет ни малейшего смысла гнаться за супердорогими спортивными вариантами тормозных колодок. В таком режиме движения мы, скорее всего, просто разочаруемся в них. Кроме того, вполне вероятно (жизненный опыт), что непрогретые спортивные колодки будут издавать неприятные человеческому уху звуки. Попросту скрипеть и свистеть. Поэтому, купив, скажем, Brembo на свой VW Golf или Skoda Octavia вы, скорее всего, недели через две-три поменяете их на стандартные первой или второй категории.
Выбирая колодки для своего авто, лучше покупать продукцию 1-й или 2-й категорий. Если же готовить к продаже – сойдет и 3-я
Ну, мы уже в принципе определились, колодки подбираем от известных марок, внимательно ознакомившись с параметрами и техническими данными. Нас вполне устраивает как первая категория (О. Е.), так и вторая (Aftermarket). Причем, вторая даже больше. Так как при небольшой разнице в показателях стоимость может отличаться существенно. А вот на третью категорию лучше обращать внимание в случае крайней необходимости. Дело в том, что при, возможно, тех же показателях коэффициента трения колодки более мягкие и изнашиваются намного быстрее. То есть, придется покупать новые колодки довольно скоро. Да и к тому же они плохо переносят даже кратковременные тепловые нагрузки. Бывали случаи возгорания таких изделий при интенсивном торможении. Поэтому все-таки 1 и 2 категория. Разве что при продаже автомобиля можно поставить что подешевле, если не хочется тратиться.
Выбирая колодки в магазине и определившись с маркой и техническими параметрами, обратите внимание на внешний вид изделий. Это необходимо сделать, чтобы не приобрести подделку. Очевидно, что качественные колодки будут иметь соответствующую упаковку. В маркировке должен присутствовать знак соответствия правилу ECE R90 (иногда R-90 или 90R) – это говорит о прохождении данными колодками сертификации в Европе. Вот о чем говорит маркировка:
Само изделие не должно иметь больших трещин (допустимы неглубокие трещины длинной в пару миллиметров), металлическая основа не должна быть погнута, а фрикционный материал не должен отделяться от нее. В структуре накладки не должно быть инородных тел (небольшие едва заметные сколы по краям или капельки краски не влияют на качество). Конечно, стоило бы заметить, что неплохо бы обратить внимание и на торговую точку, где вы приобретаете товар, но в нашей стране это не показатель качества продукции. Иногда в «замызганном» ларьке на базаре можно за приемлемую цену приобрести качественный продукт 2-й категории, а в современном магазине китайскую подделку по цене оригинала. Самая низкая вероятность приобрести некондиционный товар остается в фирменных сервисных центрах. Но, в любом случае решение где приобрести, какого качества и по какой цене тормозные колодки остается за вами.
Самая низкая вероятность приобрести некондиционный товар остается в фирменных сервисных центрах
На тормозной системе нельзя экономить, выбирайте качественные детали, которые подходят именно вашему автомобилю. Недостаточно взять какой-либо абразивный брусок, и приклеить его моментальным клеем к старой стальной пластине. При первом же экстренном торможении такая имитация колодки развалится. Произвести тормозные колодки, имеющие постоянные и предсказуемые фрикционные характеристики – дело очень сложное.
Воздержитесь от покупки тормозных колодок, стоимость которых значительно ниже средней цены в автомагазинах. Низкая цена свидетельствует о том, что при производстве колодок в составе фрикционной смеси использовались дешевые составляющие, которые не обеспечивают эффективную работу. Вот список брендов колодок, которые можно рекомендовать для установки на собственный автомобиль: Ferodo, PAGID, EBC, Brembo, ATE, Bendix, Remsa, Roadhouse, Jurid, Pagid, Textar, Finwhale, Bosch, Lockheed, Lucas, Nipparts… У какого бренда какие преимущества и какие недостатки можно вычислить только путем длительной эксплуатации и специальными стендовыми испытаниями. Однако, для понимая того, что не всегда очень дорогие и/или оригинальные колодки могут быть лучше средних по стоимости, представляем тесты тормозных колодок от наших российских коллег из Авторевью и АвтоРу:
Коэффициенты трения тормозных колодок (результаты измерений Авторевью) | |||||
| Торможение со 100 км/ч («холодные» тормоза)* | Торможение со 100 км/ч( прогретые до 250°C тормоза)** | Последнее торможение «горного» цикла (t° колодки) | Торможение со 100 км/ч после остывания** | Износ колодок за полный цикл испытаний, % |
ATE | 0,58 | 0,47 | 0,43 (260°С) | 0,48 | 2,7 |
ATE с диском АТЕ | 0,49 | 0,32 | 0,39 (180°С) | 0,37 | 5,7 |
Best | 0,41 | 0,37 | 0,40 (250°С) | 0,46 | 3,3 |
Bosch | 0,48 | 0,28*** | 0,36 (260°С) | 0,46 | 1,7 |
DAfmi | 0,44 | 0,31 | 0,30 (280°С) | 0,44 | 2,3 |
Ferodo | 0,44 | 0,30 | 0,29 (280°С) | 0,35 | 2,2 |
АР Lockheed | 0,27 | 0,23 | сняты с испытаний | ||
АР Lockheed | |||||
с диском АР Lockheed | 0,23 | сняты с испытаний | |||
Lucas | 0,51 | 0,32 | 0,30 (280°С) | 0,45 | 1,9 |
Lucas с диском Lucas | 0,53 | 0,30 | 0,35 (280°С) | 0,45 | 2,2 |
QH | 0,63 | 0,33 | 0,42 (290°С) | 0,57 | 4,0 |
QH с диском QH | 0,59 | 0,39 | 0,43 (270°С) | 0,65 | 2,9 |
Roulunds | 0,55 | 0,44 | 0,41 (220°С) | 0,48 | 3,7 |
Rona | 0,45 | 0,45 | 0,44 (230°С) | 0,52 | 3,7 |
Samko | 0,60 | 0,22 | 0,36 (260°С) | 0,60 | 1,9 |
STS | 0,48 | 0,41 | 0,38 (230°С) | 0,47 | 3,8 |
Trans Master | 0,41 | 0,37 | 0,38 (260°С) | 0,45 | 1,5 |
ВАТИ | 0,35 | 0,37 | 0,40 (230°С) | 0,47 | 2,8 |
ЕЗАТИ | 0,45 | 0,35 | 0,33 (200°С) | 0,46 | 2,3 |
Полиэдр | 0,41 | сняты с испытаний | |||
ТИИР | 0,39 | 0,33 | 0,27 (270°С) | 0,38 | 2,9 |
* Норма — не менее 0,33. ** Норма — не менее 0,3. | |||||
*** Выделены значения, не укладывающиеся в нормы. |
На результаты этого теста стоит обратить внимание. Оригинальные колодки Ford очутились на последнем месте, но не по причине их плохого качества. Если сравнивать с тем, что предлагают конкуренты, то все на довольно высоком уровне, но как показали тесты, оригинальные тормозные колодки Ford (Focus II) имеют наибольшую нестабильность фрикционных свойств в диапазоне рабочих температур, что, безусловно, не лучшим образом может сказаться на эффективности торможения. Да и по цене они уступают остальным участникам теста:
Обращайте внимание на наличие документов, прилагающихся к комплекту. Производитель, который действительно несет ответственность за свою продукцию перед потребителем, снабжает ее инструкцией по установке, паспортом качества, сертификатами соответствия, гарантией замены при преждевременном выходе из строя (отслоении или растрескивании фрикционного слоя) и т.д. Устанавливайте элементы тормозной системы самостоятельно или на СТО, которые специализируются на обслуживании вашей конкретной марки и модели автомобиля. Мы бы не рекомендовали «идти на поводу» слоганов на шиномонтажах и мойках, гласящих нечто вроде «замена колодок – бесплатная!».
Что должно быть на этикетке
Прежде всего, должен стоять сертификат качества. Для новых автомобилей существуют определенные стандарты, которым должны соответствовать колодки. В нашем случае это минимальный тормозной путь в различных ситуациях в соответствии с указанным усилием на педаль. Если вы ищите более производительные колодки, то стоит выбирать из программы опять таки именитых производителей, но такие колодки могут не иметь сертификат качества, его просто очень дорого делать. Производители обязаны проверять только стандартные линии для конкретной модели автомобиля
Лучший совет заключается в поиске производителей, которые регулярно тестируют свою линейку продукции.
Защита от подделок
Как быть уверенным, что вы не купили подделку. Тем более, что обнаружение этого факта может быть сопряжено с весьма неприятными последствиями уже на трассе. Существует много способов защиты продукции от подделки. Это специальные знаки на упаковке и руководство по установке, благодаря которым подделку можно выделить при визуальном осмотре, но самым продвинутым способом защитить продукт является уникальный код товара. Это никогда не повторяющийся набор букв и цифр, вроде того каким защищаются программные продукты.
Именно таким кодом защищаются товары крупных производителей автозапчастей. Можно взять два абсолютно одинаковые набора тормозных колодок одного производителя и сравнить коды на их упаковках, последние четыре символа на одной и той же партии товара должны быть разными. Если такой возможности нет, проверить уникальный код можно на сайте компании, производящей товар.
Как обкатывать тормозные колодки
Как любая новая деталь, колодки должны пройти определенный период приработки, во время которого площадь поверхности соприкосновения конкретного тормозного диска и конкретной тормозной колодки значительно увеличивается. Именно поэтому, по возможности, необходима мягкая «обкатка-притирка», без резких торможений в период прохождения первых 200 километров. На любой цивилизованной СТО после замены тормозных колодок вам должны об этом напомнить. Рекомендуется также, при движении по прямой и незагруженной дороге, если близко позади вас никто не едет, периодически слегка и плавно нажимать педаль тормоза. В этом случае слой фрикционного материала с колодок ровно распределяется по диску. При таком сопряжении поверхностей повышается безопасность и исключается возникновение вибраций.
Чтобы обеспечить колодкам долгий срок службы, первые 500 километров следует избегать экстренных и затяжных торможений. При этом эффективность торможения может быть несколько снижена. Зато потом вы получите эффективное и безопасное торможение, да и увеличите срок службы колодок.
Напоследок. После замены колодки начали пищать.
Эта проблема довольно распространенная. Причем не только среди желающих купить «хорошие» колодки за 40 гривен. Причин скрипа тормозов может быть несколько и порою сложно определить их происхождение. Но все же это возможно.
Причина 1. Если вы все же не прислушались к нам и купили, что попалось под руку (или при виде привлекательного ценника), не удивляйтесь, когда колодки заскрипят. Это может быть или подделка, или просто некачественная колодка. Можно ли устранить скрип? В этом случае вряд ли.
Причина 2. Несовместимость тормозных колодок и тормозного диска. Если вы поставили керамические колодки на родные тормозные диски, которым уже не один год, появление скрипа вам почти гарантировано. И не только в случае с керамическими. Покупая новые колодки, лучше заранее поинтересоваться на специализированной СТО и/или на форумах, насколько совместимы те или иные колодки с родными дисками. Если меняете в сборе с дисками — подобрать их путем логических рассуждений. Зачастую, дабы не рисковать, лучше брать колодки и диски не просто одной фирмы, а еще и одной версии. В данном случае вероятность появления посторонних звуков минимальна. Но, скажем, любители заряженных авто могут возразить, что нередко одна фирма может выпускать хорошие колодки, другая — отличные диски. Да, но об этом тоже лучше интересовать у тех, кто уже экспериментировал и сравнивать характеристики и предназначение колодок и дисков.
Причина 3. Скрип может быть поначалу (после замены или сразу после покупки авто). В этом случае не спешите бежать на сервис, в автосалон или в магазин. Попробуйте 1000-1500 км обкатать тормоза по вышеуказанным рекомендациям. Если изначально вы не «убивали» новые тормоза, скрип должен пропасть. Если нет — значит, колодки и диски несовместимы по составу использованных материалов. Не помогла обкатка — попробуйте, разогнавшись до 80-100 км/ч (на пустой дороге, а не в городе или на оживленной трассе), резко надавить на педаль тормоза. Подобные упражнения нередко помогают. Впрочем, может быть и еще одна причина. Точнее, даже «причинка» — автомобиль долго стоял или в тормоза набилась грязь (песок, мусор и пр.). В этом случае нужно просто «прокачать» тормоза прерывистыми нажатиями на педаль.
5 главных советов по выбору тормозных колодок:
— Чтобы тормозные колодки и диски не издавали неприятные звуки, нужно подбирать их по одной марке/серии и/или по составу смеси— выбирайте колодки 1-й или 2-й категорий
— подбирайте колодки с учетом условий эксплуатации автомобиля и манеры вождения
— существует 4 разновидности колодок, отличающихся по составу и обладающих разной рабочей температурой
— во избежание возможных негативных последствий (посредственная тормозная динамика, скрип) лучше покупать оригинальные колодки, но из-за высокой цены они не всегда могут оправдать вложения, да и по своим качества могут уступать неоригинальным колодкам. Интересуйтесь тестами колодок, читайте форумы и отзывы.
avtovolop.ru
Назначение тормозных колодок: разновидности и инструкция по замене
Тормозная колодка при внешнем осмотре представляет собой достаточно толстую пластину из стали с особой накладкой, которая состоит из фрикционных материалов, имеющих пониженный коэффициент трения. Назначение этих материалов – функционирование при скольжении и трении. Качество тормозной колодки напрямую зависит от качества материалов накладки. Состав материала у каждого производителя индивидуальный — здесь могут быть использованы различные смолы, каучук.
Периодичность замены колодок напрямую зависит от того, какой стиль езды характерен для данного водителя: быстрота набора скорости, интенсивность торможения. Однако есть и ряд усредненных данных, которые могут указывать на необходимость замены колодок. Отечественные автомобили нуждаются в замене колодок через 10-15 тыс. км, автомобили импортного производства – через 15-20 тыс. км.
Задние тормозные колодки Toyota
Спортивные же автомобили более интенсивно используются, стиль езды на них более агрессивный, потому и замена тормозных колодок в этом случае должна производиться через 5 тыс. км.
Степень износа передних и задних тормозных колодок различна. Поскольку основная нагрузка при езде и торможении приходится в основном на перед машины, передние колодки изнашиваются быстрее и замена их производится в три раза чаще.
Тормоза в автомобилях бывают двух видов – барабанные и дисковые. Методика замены колодок в них различна. Дисковые тормоза изнашиваются быстрее и замена колодок на них должна производиться через 10-15 тыс. км, барабанных – через 100-150 тыс. км.
Фото барабанных тормозных колодок
Сложность замены тормозных колодок невысока, потому данная операция может быть произведена даже любителем. Длительность их замены – порядка 1 часа. Для этого следует иметь набор стандартных ключей, отвертки, домкрат, комплект новых колодок и немного терпения.
Вернуться к содержанию
Инструкция по самостоятельной замене дисковых тормозных колодок
1. С помощью домкрата поднимается сторона машины, на которой будет производиться замена.
2. Разжимаем старые колодки – между тормозным диском и колодкой появляется люфт. Теперь в ход идет отвертка, имеющая плоское лезвие. С ее помощью снимаем верх суппорта.
3. Откручиваем немного верхний болт, после чего полностью выкручиваем нижний болт.
4. Теперь можно поднять верх суппорта, и доступ к колодке обеспечен.
5. Снимаем старые колодки, оценивая их состояние. Если колодки в нагаре и практически полностью стерты, замена на новые должна производиться незамедлительно.
6. В освободившиеся посадочные места устанавливаем новые колодки.
Теперь можно спокойно эксплуатировать автомобиль, ни на минуту не сомневаясь в надежности тормозной системы.
Вернуться к содержанию
Инструкция по замене тормозных колодок барабанного типа
Барабанные тормоза имеют несколько более сложное устройство, потому и замена колодок в них также более трудоемка. Симптомами к замене колодок здесь также послужат скрип, понижение эффективности при торможении. Длительность службы тормозных колодок в барабанных тормозах более длительный (50 тыс. км) в сравнении с дисковыми (30-40 тыс. км).
Схема устройства тормозного барабана
1. Автомобиль снимается с ручного тормоза, а под переднюю пару колес ставятся опоры для предотвращения отката автомобиля.
2. Домкратом поднимается задняя часть машины с нужной стороны.
3. С помощью баллонного ключа снимается колесо.
Снятие колеса
4. Ослабляем тросик ручного тормоза.
5. Откручиваем оба крепежных болта у тормозного барабана. Он может не откручиваться – в этом случае брызгаем на него жидкостью WD-40, ожидаем пару и минут и повторяем попытку откручивания. Если же процесс все равно не пошел, применяется сверло.
6. Если после откручивания болтов барабан не снимается, следует легко постучать молотком по его поверхности с торца. Лучше выполнять эту манипуляцию деревянной частью молотка для предотвращения повреждения. Далее барабан поддевается плоской отверткой и снимается с посадочного места.
7. Теперь барабан следует разобрать, поскольку колодки – внутри. Снимаем верхнюю пружину.
Снятие колодок с барабана
8. Извлекаем фиксатор, расположенный на внешней части тормозной колодки. С этой целью используются плоскогубцы. Придавливается передняя часть фиксатора и прокручивается его ось.
9. Сейчас могут быть извлечены старые колодки. Осмотр покажет, в каком они состоянии, и если на их поверхности имеются сколы, царапины, то замена должна быть произведена обязательно.
10. Можно сделать профилактику распорной планки, ведь барабан мы сняли и разобрали. С этой целью наждачной бумагой удаляем все шероховатости на поверхности, а затем все детали смазываются, а планка собирается. Крепежные болты закручиваются.
11. Теперь собираем тормозной барабан, устанавливаем его на полагающееся место. Присоединяем тросик стояночного тормоза.
Установка тормозной колодки барабанного типа своими руками
12. Устанавливаем первую колодку, закрепляя ее фиксатором.
13. Далее следует установка нижней пружины на две колодки, а затем устанавливается внутренняя колодка. Снова используем для закрепления фиксатор. С комплекта старых колодок снимается шайба, которая должна быть установлена на комплект новых колодок.
14. Далее ставится регулятор зазора. Особое внимание следует уделить зубцу этого регулятора – он располагается снаружи, ведь именно на нем должен располагаться хвост язычка. Иначе барабан перестанет выполнять полагающуюся для него роль тормозного барабана.
15. Устанавливаем распорную планку.
16. Цепляем пружину и устанавливаем язычок, пружину пока затягивать не следует.
17. Ставим на место скобу.
18. И только теперь может быть затянута верхняя пружина, а также пружина язычка.
19. Закрепляем крышку барабана, устанавливаем его на прежнее место.
20. Теперь аналогичные действия производятся с другим барабаном.
Как видно, инструкция достаточна проста, и теперь можно самостоятельно осуществлять замену колодок в своей машине. Это позволит всегда поддерживать ее в хорошем рабочем состоянии, контролировать работу тормозной системы и немного сэкономить на ремонте. Удачи Вам!
Понравилась статья? — Расскажите друзьям:
auto-rmnt.ru
Какие тормозные колодки лучше – выбираем дешево и надежно
Из всех составляющих автомобиля, отвечающих за его безопасность, ключевой является тормозная система. Рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с необходимостью замены колодок, и относиться к их выбору следует со всей внимательностью.
По каким критериям определять качество колодок, и какие из них считаются самыми лучшими?
Содержание статьи:
Для чего нужны тормозные колодки – устройство и функции тормозных колодок в автомобиле
Отсутствие уверенности в исправности тормозной системы ТС — первая причина для обращения на СТО и замены износившихся деталей.
Что делать и как тормозить, если отказали тормоза в автомобиле?
Качественные колодки — гарантия безопасности на дороге. Данный рабочий элемент тормозной системы, нередко называемый «башмаками» и применяемый на всех ТС, обеспечивает тормозное ускорение в момент действия силы нажатия на тормозн/диск.
- Об устройстве тормозных колодок. Данная деталь представляет собой основу-пластину из металла с фрикционной накладкой, на ней расположенной. Повторяющаяся для накладки и колодки форма поверхности в месте их прижатия — барабан (прим. — дугообразная плоскость трения) или же диск (прим. — с прямой плоскостью трения). Что касается крепления накладки, оно осуществляется заклепками или спец/клеем. На отдельных ТС устанавливаются датчики износа в деталях еще на стадии изготовления.
- Материалы и свойства. Основа колодки — это керамика и синтетический каучук, а также спец/смолы, модификаторы, органические волокна и различные наполнители. У каждого производителя состав свой. В чем основная трудность изготовления этого тормозного элемента? При торможении автомобиля колодки подвергаются сильному нагреванию. Причем, температура временами может доходить до 1000 градусов. В то же время такая температура должна переноситься колодками «на отлично», то есть, без таких последствий, как разрушение и потеря фрикционных свойств.
- Чего боятся колодки? В первую очередь, масла и воды, мощных перегревов, а также различных агрессивных жидкостей (в частности, антифриза или тормозн/жидкости). Недостаточное торможение и появление скрипов — повод для смены колодок. Конечно же, для попарной смены (прим. — по одной их не меняют).
- Принцип действия. Стоит отметить, что в основе работы данного механизма — принцип преобразования кинетической (прим. — в данном случае) энергии в тепловую за счет постоянного трения этого тормозного элемента о барабан, о 2-колесную пару или же о диск. В процессе торможения в тормоз/приводе происходит давление воздуха, в свою очередь, передающееся далее на определенные исполнит/механизмы тормозной системы. А именно — на тормозной кулак либо на цилиндры. Благодаря этим механизмам, осуществляется прижатие колодки на диск или же на барабан. И чем сильнее этот прижим, тем выше сила торможения. Также при этом происходит нагрев пары трения колодка-барабан (прим. — или диск-колодка), и вбирается кинетич/энергия движущегося ТС, после чего он останавливается.
Типы тормозных колодок – категории недорогих, средних по цене и дорогих колодок
Основная характеристика тормозов — это, как известно, коэффициент трения (прим. — μ) «колодка — диск». Чем данный коэффициент выше, тем интенсивнее происходит замедление ТС при одинак/усилии на педаль тормоза до момента блокировки колес и срабатывания АБС.
К примеру, при обычном торможении μ, равный 4, радует «цепкими» и весьма мягкими тормозами. При уменьшении же μ до значения «0,35» педаль тормоза приходится «топить» с усилием.
Зависит μ в наибольшей степени от материалов, что применялись при создании колодок.
Какие типы колодок известны, и в чем отличия?
- Высшая категория. Поставки на конвейеры автозаводов. Эта продукция оригинального качества составляет 80% от всего рынка. Отличаются они предварительной термообработкой для лучших характеристик автомобилей при их тестировании. Минус — малые ресурсы (быстро изнашивание колодок происходит за счет повышения μ).
- Средняя категория. Поставки на рынок зап/частей. Качество не намного ниже вышеописанных, но эти детали идут на рынок без должной термообработки, а «дожигание» осуществляется водителями уже в процессе эксплуатации ТС. Состав их тоже более «простой». Стоит отметить, что покупка колодок под оригинальными брендами не гарантирует, что состав будет «конвейерным». Также, в сравнении с предыдущими колодками, «рыночные» отличаются агрессивностью к тормозн/диску и более серьезными ресурсами, но, к счастью, не в пользу «конвейерных». Минусы: возможно наличие технологических «вольностей» — незначительных, но неприятных (до 10-ти %). Знак соответствия, а именно — 90R, должен указываться на задней стороне деталей и на упаковке, а перед знаком указывают страну сертификации (в частности, Е11 — Великобритания, или же Е1 — Германия). Вариант — наиболее подходящий для обычной езды по городу.
- Низшая категория. Для экспорта в развивающиеся страны. Наиболее нерекомендуемый вариант. В эту категорию вносят все марки, что не дотянули даже до среднего уровня. Несмотря на сертификацию, уровень качества у таких деталей однозначно хромает. Цена обычно — в 5 раз ниже «конвейерных».
Как правильно выбрать тормозные колодки – инструкция
Детали, подверженные износу, следует менять регулярно. Особенно, тормозные колодки. Главное — правильно их выбрать, соответственно кошельку и личному стилю вождения, среди того обилия, что предлагается на рынке.
Один из критериев выбора — материал изготовления колодок
Здесь выбор осуществляется в соответствии с требованиями к торможению и зависит от того, часто ли ТС эксплуатируется в горах, имеется ли прицеп, частое ли явление на ваших дорогах — глубокие лужи, как именно вы водите машину, терпимы ли к скрипу тормозов, и насколько горячим является климат в регионе проживания.
- Тормозной элемент из органических материалов вполне «дружелюбен» к прочим деталям системы, но вот при путешествиях с длинными спусками (прим. — или при буксировке) он проигрывает прочим материалам. Еще один минус — недостаточное торможение в случае попадания влаги.
- Полуметаллические колодки (прим. — мягкая сталь + фрикц/материал) более подходящие для тормозов, но скорость износа более высокая, чем у органических. Цена вполне приемлемая. Вариант подходит для размеренного стиля управления ТС, а также пригородной езды. Рекомендованы производителями и отлично сочетаются даже дисковыми тормозами самых твердых сплавов.
- Оптимальный по качеству вариант — полностью металлический тормозной элемент. По цене, конечно, тоже выше, но зато эффективность таких тормозов высока при любых условиях. Минус — ускоренный износ дисков, а также барабанов тормозной системы.
- И 4-й вариант: керамика. Такие колодки (самые дорогие) признаны самыми эффективными, долговечными, устойчивыми к влаге и высокой температуре. Подходят для путешествий по горным дорогам или же при буксировании трейлера.
Что еще помнить при выборе колодок?
- Репутация продавца должна быть не просто положительной, а давно и стабильно положительной.
- Цвет качественной колодки должен быть черным с наличием бронзовых вкраплений.
- От толщины фрикц/пластины напрямую зависит ее эксплуатационный срок. Чем она тоньше, тем, соответственно данный срок короче.
- Внешний вид колодки должен быть идеальным — без трещин (даже миллиметровых), инородных тел (прим. — на структуре накладки), отслаивания материала или прогнутости/деформации металлического основания, а также с плотным примыканием металла и фрикц/материала.
- Упаковка должна быть без повреждений — с брендом производителя и евро/сертификатом качества (прим. — ECE-R90). Надпись бренда должна быть точной! То есть, без дефектов или же букв в ином регистре.
- Также стоит обратить внимание на зашифрованный в виде букв/цифр состав фрикц/материала (на упаковке) накладок. К примеру, Ferodo TAR527B — это состав «экономичного» характера, а вот Ferodo DS3000 — детали дорогие и спортивного назначения (для города не подойдут!).
Помните, что менять колодки следует своевременно, а экономия на данных деталях недопустима.
А если возраст вашего авто перевалил за 8 лет, то не забудьте заодно поменять старую тормозн/жидкость в системе. Этим вы снизите уровень содержания влаги и обеспечите тормозам работу с максимальной отдачей.
www.autopride.ru
Для чего нужны тормозные колодки
Как известно, чем быстрее едет машина, тем больше ее тормозной путь. Владельцы знаменитых автомобильных брендов делают все от них зависящее, чтобы количество пройденных тормозящим автомобилем метров зависело только от реакции самого водителя. Они постоянно развивают и совершенствуют тормозную систему, не забывая, безусловно, о тормозных колодках, от эффективной работы которых во многом зависят жизни людей.
Колодки состоят из каркаса и фрикционных накладок. И если каркас как конструктивная деталь не подвергался значительной модернизации уже достаточно долгий период времени, то накладки, наоборот, постоянно меняют свой состав и процентное соотношение химических элементов. Автомобильные компании, которые производят комплекты колодок, тщательно скрывают от конкурентов рецептуру и данные о химических элементах, применяемых в их изделиях. А для инженеров – разработчиков новых технологий изготовления фрикционных накладок существуют серьезные ограничения, прописанные в индивидуальном контракте. В частности, им запрещено в каком-либо виде обсуждать или описывать рабочий процесс, а также готовые изделия компании, чтобы исключить любую возможность утечки информации о применяемых при изготовлении тормозных колодок материалах.
Существует разделение состава фрикционной смеси на органические, асбестовые и безасбестовые элементы. Оно является в значительной мере условным, так как на самом деле рабочая смесь состоит более чем из 15-ти компонентов. После соединения этих компонентов в определенной пропорции смесь заливают в специальные формы и прессуют, сначала холодным, а потом горячим методом. Отпрессованная деталь шлифуется и далее проходит контроль качества.
Надежность фрикционного материала, а также чистое шлифование детали очень важно для безопасности вождения. На колодки во время торможения действуют огромные силы и нагрузки. Ведь они работают только за счет силы трения, буквально обхватывая тормозной диск и заставляя его остановиться. При этом возникают сильнейшие вибрации, и резко повышается температура поверхностей, что не может не воздействовать на фрикционные накладки, которые просто стираются. Поэтому одной из важных характеристик материала накладок является армирование, увеличивающее сопротивление фрикционной смеси к трению и высоким температурам.
www.kakprosto.ru